ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 1999
года
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Названный
законопроект, хотя несколько отличается от внесенного
Р.С. Аушевым ранее и отвергнутого Комитетом по безопасности, преследует по
существу ту же цель: поставить прокуроров в прямую и непосредственную
зависимость от органов государственной власти субъектов Федерации.
1. Проектом
предлагается в части 1 статьи 13 Федерального закона предусмотреть порядок
назначения прокуроров субъектов Федерации Генеральным прокурором России не
только по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, но и по их представлению.
В прямое противоречие
с частью 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации, устанавливающей лишь
одно условие - согласование с субъектами Федерации, предлагаемый порядок
существенно ограничивает право Генерального прокурора Российской Федерации на
выбор кандидатов на должность, смещая центр инициативы в этом выборе в сторону
региональных органов государственной власти.
Очевидно,
что прокурор, назначенный на должность по представлению региональных органов
государственной власти, попадает в определенную, прежде всего психологическую,
зависимость от этих органов, что исключает безусловную объективность в
исполнении своих должностных и профессиональных обязанностей.
2. Противоречит
статье 129 федеральной Конституции и предложение об освобождении прокуроров
субъектов Федерации от должности в том же порядке, что их назначение на
должность:
по
согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации
либо по их представлению.
Ограничив право
Генерального прокурора на назначение прокуроров субъектов Федерации условием
согласования с субъектами Федерации, Конституция не предусматривает такого же
условия при решении вопроса об освобождении их от должности. Предлагаемый
автором законопроекта порядок вопреки Конституции ограничивает
самостоятельность Генерального прокурора в решении этого вопроса. Такое
нарушение Конституции нельзя признать допустимым.
3. В равной мере
Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи 129) противоречит и
предложение установить указанный выше порядок назначения и освобождения от должности
на прокуроров городов, районов.
4. О стремлении
ограничить самостоятельность Генерального прокурора в решении кадровых вопросов
убедительно свидетельствует и предложение о распространении порядка
согласования даже на заместителей прокуроров субъектов Федерации (подпункт
в пункта 1 статьи 40(5) закона).
5. Строгая централизация системы российской прокуратуры и жесткая
вертикаль соподчиненности (часть 1 статьи 129 Федеральной Конституции: Прокуратура Российской Федерации составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору Российской Федерации) является одним из
необходимых средств, обеспечивающих независимость прокуратуры в решении
возложенных на нее задач, без чего прокурорский надзор немыслим.
Законопроект Р.С.
Аушева разрушает не только систему, обеспечивающую единство законности в
стране, но и способствует разрушению единого правового пространства. Этого
допустить нельзя.
Заместитель
Генерального прокурора
Российской
Федерации
С.Г.КЕХЛЕРОВ