Письмо Генпрокуратуры РФ от 09.11.1999

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 ноября 1999 года

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Названный законопроект, хотя несколько отличается от внесенного Р.С. Аушевым ранее и отвергнутого Комитетом по безопасности, преследует по существу ту же цель: поставить прокуроров в прямую и непосредственную зависимость от органов государственной власти субъектов Федерации.

1. Проектом предлагается в части 1 статьи 13 Федерального закона предусмотреть порядок назначения прокуроров субъектов Федерации Генеральным прокурором России не только по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и по их представлению.

В прямое противоречие с частью 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации, устанавливающей лишь одно условие - согласование с субъектами Федерации, предлагаемый порядок существенно ограничивает право Генерального прокурора Российской Федерации на выбор кандидатов на должность, смещая центр инициативы в этом выборе в сторону региональных органов государственной власти.

Очевидно, что прокурор, назначенный на должность по представлению региональных органов государственной власти, попадает в определенную, прежде всего психологическую, зависимость от этих органов, что исключает безусловную объективность в исполнении своих должностных и профессиональных обязанностей.

2. Противоречит статье 129 федеральной Конституции и предложение об освобождении прокуроров субъектов Федерации от должности в том же порядке, что их назначение на должность:

по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо по их представлению.

Ограничив право Генерального прокурора на назначение прокуроров субъектов Федерации условием согласования с субъектами Федерации, Конституция не предусматривает такого же условия при решении вопроса об освобождении их от должности. Предлагаемый автором законопроекта порядок вопреки Конституции ограничивает самостоятельность Генерального прокурора в решении этого вопроса. Такое нарушение Конституции нельзя признать допустимым.

3. В равной мере Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи 129) противоречит и предложение установить указанный выше порядок назначения и освобождения от должности на прокуроров городов, районов.

4. О стремлении ограничить самостоятельность Генерального прокурора в решении кадровых вопросов убедительно свидетельствует и предложение о распространении порядка согласования даже на заместителей прокуроров субъектов Федерации (подпункт в пункта 1 статьи 40(5) закона).

5. Строгая централизация системы российской прокуратуры и жесткая вертикаль соподчиненности (часть 1 статьи 129 Федеральной Конституции: Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации) является одним из необходимых средств, обеспечивающих независимость прокуратуры в решении возложенных на нее задач, без чего прокурорский надзор немыслим.

Законопроект Р.С. Аушева разрушает не только систему, обеспечивающую единство законности в стране, но и способствует разрушению единого правового пространства. Этого допустить нельзя.

 

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

С.Г.КЕХЛЕРОВ