Письмо Президента РФ от 10.11.1999 N Пр-1468

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 ноября 1999 г. N Пр-1468

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О порядке проведения экспериментов в сфере социально-экономических отношений в Российской Федерации, принятый Советом Государственной Думы 16 сентября 1999 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проектом Федерального закона О порядке проведения экспериментов в сфере социально-экономических отношений в Российской Федерации (далее именуется - законопроект) предлагается законодательно закрепить порядок проведения экспериментов в сфере социально-экономических отношений.

Необходимость взвешенного подхода к проведению экспериментов в социальной сфере, то есть в совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных с образом жизни людей и определяющих их уровень жизни, благосостояние, потребление (прежде всего в сфере образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры и так далее), несомненна. Однако в законопроекте, к сожалению, не содержится достаточно продуманной концепции правового регулирования этой проблемы.

В законопроекте отсутствует предмет правового регулирования, ряд его статей не имеет правового содержания. В законопроекте содержатся неправовые понятия сфера социально-экономических отношений, управленческие решения.

По существу, эксперимент - это опыт, проба, разовое исключение из общих правил или порядка, определенных нормативными правовыми актами, поэтому придавать силу закона исключениям из общих правил представляется неверным.

В законопроекте отсутствуют четкие определения критериев, позволяющих принимать решения о проведении экспериментов в сфере социально-экономических отношений, что может привести к субъективному принятию решения по той или иной проблеме. Так, неясно, что подразумевается под понятиями значимость проблемы, принципиальная новизна предлагаемых организационно-технических механизмов.

В законопроекте содержатся внутренние противоречия. Статьей 4 законопроекта определяется, что критерием отбора проблем для проведения экспериментов является незатратный характер планируемых мероприятий, тогда как статьей 5 законопроекта предусматривается, что при обосновании проведения экспериментов должна учитываться обеспеченность финансовыми ресурсами.

Вызывает сомнение статья 3 законопроекта, которой устанавливается, что инициаторами постановки проблем для проведения экспериментов могут выступать лишь федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и, таким образом, исключаются из числа инициаторов Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 законопроекта устанавливается, что программа об условиях, сроках и масштабах проведения эксперимента осуществляется федеральным законом по представлению Правительства Российской Федерации. Это, по существу, ущемляет право Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на принятие решений в пределах своих полномочий, что нарушает статьи 80, 90, 110, 114 и 115 Конституции Российской Федерации, а также положения Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации и ограничивает права других субъектов законодательной инициативы.

Учитывая изложенное, полагаю необходимым снять законопроект с рассмотрения.