ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 1999
г. N Пр-1468
Направляю
заключение на проект Федерального закона О порядке проведения
экспериментов в сфере социально-экономических отношений в Российской
Федерации, принятый Советом Государственной Думы 16 сентября 1999 г.
Б.ЕЛЬЦИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТОВ В
СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проектом
Федерального закона О порядке проведения экспериментов в сфере
социально-экономических отношений в Российской Федерации (далее именуется
- законопроект) предлагается законодательно закрепить порядок проведения
экспериментов в сфере социально-экономических отношений.
Необходимость
взвешенного подхода к проведению экспериментов в социальной сфере, то есть в
совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных с
образом жизни людей и определяющих их уровень жизни, благосостояние,
потребление (прежде всего в сфере образования, социального обеспечения,
здравоохранения, культуры и так далее), несомненна. Однако в законопроекте, к
сожалению, не содержится достаточно продуманной концепции правового
регулирования этой проблемы.
В законопроекте
отсутствует предмет правового регулирования, ряд его статей не имеет правового
содержания. В законопроекте содержатся неправовые понятия сфера
социально-экономических отношений, управленческие решения.
По существу,
эксперимент - это опыт, проба, разовое исключение из общих правил или порядка,
определенных нормативными правовыми актами, поэтому придавать силу закона
исключениям из общих правил представляется неверным.
В законопроекте
отсутствуют четкие определения критериев, позволяющих принимать решения о
проведении экспериментов в сфере социально-экономических отношений, что может
привести к субъективному принятию решения по той или иной проблеме. Так,
неясно, что подразумевается под понятиями значимость проблемы,
принципиальная новизна предлагаемых организационно-технических
механизмов.
В законопроекте
содержатся внутренние противоречия. Статьей 4 законопроекта определяется, что
критерием отбора проблем для проведения экспериментов является незатратный характер планируемых мероприятий, тогда как
статьей 5 законопроекта предусматривается, что при обосновании проведения
экспериментов должна учитываться обеспеченность финансовыми ресурсами.
Вызывает сомнение
статья 3 законопроекта, которой устанавливается, что инициаторами постановки
проблем для проведения экспериментов могут выступать лишь федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и, таким образом, исключаются из числа инициаторов Президент
Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Статьей 7
законопроекта устанавливается, что программа об условиях, сроках и масштабах
проведения эксперимента осуществляется федеральным законом по
представлению Правительства Российской Федерации. Это, по существу,
ущемляет право Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации на принятие решений в пределах своих полномочий, что нарушает статьи
80, 90, 110, 114 и 115 Конституции Российской Федерации, а также положения
Федерального конституционного закона О Правительстве Российской
Федерации и ограничивает права других субъектов законодательной
инициативы.
Учитывая изложенное, полагаю необходимым снять законопроект с
рассмотрения.