Письмо ПФ РФ от 12.11.1999 N МЗ-08-03/10276

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 ноября 1999 г. N МЗ-08-03/10276

 

Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с пунктом 72 выписки из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации от 13.09.1999 N 215 направляет заключение на проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования и в статьи 12 и 67 Федерального закона Об актах гражданского состояния.

Сообщаем также, что в настоящее время проводится обобщение и анализ отчетов и предложений региональных отделений ПФР по итогам работы за 9 месяцев текущего года в части внедрения персонифицированного учета. Результаты обобщения вместе с запрошенными Комитетом материалами о ходе реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования будут направлены в Комитет в ближайшее время.

 

Председатель

Правления Пенсионного фонда

Российской Федерации

М.ЗУРАБОВ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ

(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ И В СТАТЬИ 12 И 67

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ АКТАХ

ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования и в статьи 12 и 67 Федерального закона Об актах гражданского состояния в значительной мере носит кодификационный характер. Он устраняет коллизию с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ Об актах гражданского состояния, а также приводит статьи 1, 8 и 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в соответствие с положениями Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и нормами Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год (в части уточнения категорий плательщиков страховых взносов).

Кроме этого, в законопроекте учтена практика реализации Федерального закона Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 01.04.1996 N 27-ФЗ, которая показала необходимость внесения в него некоторых дополнений и изменений.

Согласно законопроекту в статью 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предлагается включить определение понятия индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, что создаст методологическую основу применения этого понятия в других правовых актах и при реализации технологии персонифицированного учета.

В статью 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предлагается внести изменения, уточняющие порядок представления сведений о застрахованных лицах, а также дополнения о сроках хранения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в электронной и бумажной форме. Указанные сроки увязаны со сроками исковой давности, предусмотренными гражданским законодательством и Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Определение этих сроков позволит организовать архивирование исходной информации персонифицированного учета таким образом, чтобы минимизировать соответствующие затраты и одновременно обеспечить сохранность сведений о пенсионных правах граждан.

Периодичность представления индивидуальных сведений о стаже и заработке существенно влияет на затраты при ведении индивидуального учета как со стороны работодателей, так и со стороны Пенсионного фонда. На основании анализа практики персонифицированного учета и с учетом предложений территориальных органов Пенсионного фонда признано целесообразным увеличить периодичность представления индивидуальных сведений до полугодия в течение календарного года. Для организаций с численностью застрахованных лиц до 50 человек, длительность существования которых во многих случаях может составлять менее полугода, срок представления индивидуальных сведений остается прежним - один раз в квартал. Соответствующие изменения вносятся в статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. С целью обеспечения защиты пенсионных прав застрахованных лиц в эту же статью предлагается внести дополнение, обязывающее организацию (работодателя) при увольнении работника передавать ему индивидуальные сведения об его стаже и заработке в межотчетный период.

Принципиальным дополнением действующего Федерального закона является норма, закрепляющая обязанность Пенсионного фонда включать в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений не только о начисленных (как в настоящее время), а и об уплаченных страховых взносах в ПФР (дополнение в статью 6 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Данная норма позволит в дальнейшем использовать сведения персонифицированного учета для исчисления пенсий с применением условно - накопительного метода, а также при создании накопительного элемента. Это положение станет еще одним шагом по переводу пенсионного обеспечения на принципы пенсионного страхования.

Изменения в Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ Об актах гражданского состояния, предлагаемые в законопроекте, устраняют несогласованность этого закона с Федеральным законом Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования от 01.04.1996 N 27-ФЗ. В законе от 15.11.1997 N 143-ФЗ содержится закрытый перечень организаций, которым органы записи актов гражданского состояния представляют имеющиеся у них сведения. В этот перечень не вошли территориальные органы Пенсионного фонда, что противоречит Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Поэтому законопроект предусматривает, в частности, внесение изменений в статью 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ, дополнив перечень органов, которым органы регистрации актов гражданского состояния будут вправе передавать сведения о регистрации актов гражданского состояния (о смерти). Дополнением в статью 67 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ уточнен перечень сведений, передаваемых органам ПФР из органов регистрации актов гражданского состояния (имеются в виду данные о месте жительства умершего лица, поскольку назначение и выплата пенсий осуществляются по месту жительства).

Рассматриваемый законопроект представляется своевременным, направленным на оптимизацию технологии персонифицированного учета, подготовку к дальнейшему реформированию пенсионного обеспечения, а также на усиление мотиваций к участию граждан в государственной пенсионной системе, в частности, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.