ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 1999
г. N МЗ-08-03/10276
Пенсионный
фонд Российской Федерации в соответствии с пунктом 72 выписки из протокола
заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания - Парламента
Российской Федерации от 13.09.1999 N 215 направляет заключение на проект
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования и в статьи 12 и 67 Федерального закона Об
актах гражданского состояния.
Сообщаем также, что
в настоящее время проводится обобщение и анализ отчетов и предложений
региональных отделений ПФР по итогам работы за 9 месяцев текущего года в части
внедрения персонифицированного учета. Результаты обобщения вместе с
запрошенными Комитетом материалами о ходе реализации Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного страхования будут направлены в
Комитет в ближайшее время.
Председатель
Правления
Пенсионного фонда
Российской
Федерации
М.ЗУРАБОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ)
УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО
СТРАХОВАНИЯ И В СТАТЬИ 12 И 67
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОБ АКТАХ
ГРАЖДАНСКОГО
СОСТОЯНИЯ
Проект федерального
закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования и в статьи 12 и 67 Федерального закона Об
актах гражданского состояния в значительной мере носит кодификационный
характер. Он устраняет коллизию с Федеральным законом от
15.11.1997 N 143-ФЗ Об актах гражданского состояния, а также
приводит статьи 1, 8 и 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в
соответствие с положениями Порядка уплаты страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и нормами Федерального закона
от 04.01.1999 N 1-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1999 год (в части уточнения категорий
плательщиков страховых взносов).
Кроме этого, в
законопроекте учтена практика реализации Федерального закона Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного страхования от 01.04.1996 N 27-ФЗ, которая показала
необходимость внесения в него некоторых дополнений и изменений.
Согласно
законопроекту в статью 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предлагается
включить определение понятия индивидуальный лицевой счет застрахованного
лица, что создаст методологическую основу применения этого понятия в других
правовых актах и при реализации технологии персонифицированного учета.
В статью 8
Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предлагается внести изменения,
уточняющие порядок представления сведений о застрахованных лицах, а также
дополнения о сроках хранения сведений индивидуального (персонифицированного)
учета в электронной и бумажной форме. Указанные сроки увязаны со сроками
исковой давности, предусмотренными гражданским законодательством и Порядком
уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации. Определение этих сроков позволит организовать
архивирование исходной информации персонифицированного учета таким образом,
чтобы минимизировать соответствующие затраты и одновременно обеспечить
сохранность сведений о пенсионных правах граждан.
Периодичность
представления индивидуальных сведений о стаже и заработке существенно влияет на
затраты при ведении индивидуального учета как со стороны работодателей, так и
со стороны Пенсионного фонда. На основании анализа практики
персонифицированного учета и с учетом предложений территориальных органов
Пенсионного фонда признано целесообразным увеличить
периодичность представления индивидуальных сведений до полугодия в течение
календарного года. Для организаций с численностью застрахованных лиц до 50
человек, длительность существования которых во многих случаях может составлять
менее полугода, срок представления индивидуальных сведений остается прежним -
один раз в квартал. Соответствующие изменения вносятся в статью 11 Федерального
закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. С целью обеспечения защиты пенсионных прав
застрахованных лиц в эту же статью предлагается внести дополнение, обязывающее
организацию (работодателя) при увольнении работника передавать ему
индивидуальные сведения об его стаже и заработке в межотчетный период.
Принципиальным
дополнением действующего Федерального закона является норма, закрепляющая
обязанность Пенсионного фонда включать в индивидуальный лицевой счет
застрахованного лица сведений не только о начисленных (как в настоящее время),
а и об уплаченных страховых взносах в ПФР (дополнение в статью 6 Закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ). Данная норма
позволит в дальнейшем использовать сведения персонифицированного учета для
исчисления пенсий с применением условно - накопительного метода, а также при
создании накопительного элемента. Это положение станет еще одним шагом по
переводу пенсионного обеспечения на принципы пенсионного страхования.
Изменения в
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ Об актах гражданского состояния,
предлагаемые в законопроекте, устраняют несогласованность этого закона с
Федеральным законом Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного страхования от 01.04.1996 N 27-ФЗ. В
законе от 15.11.1997 N 143-ФЗ содержится закрытый перечень организаций, которым
органы записи актов гражданского состояния представляют имеющиеся у них
сведения. В этот перечень не вошли территориальные органы Пенсионного фонда,
что противоречит Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Поэтому
законопроект предусматривает, в частности, внесение изменений в статью 12
Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ, дополнив перечень органов, которым
органы регистрации актов гражданского состояния будут вправе передавать
сведения о регистрации актов гражданского состояния (о смерти). Дополнением в
статью 67 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ уточнен перечень сведений,
передаваемых органам ПФР из органов регистрации актов гражданского состояния
(имеются в виду данные о месте жительства умершего лица, поскольку назначение и
выплата пенсий осуществляются по месту жительства).
Рассматриваемый
законопроект представляется своевременным, направленным на оптимизацию
технологии персонифицированного учета, подготовку к дальнейшему реформированию
пенсионного обеспечения, а также на усиление мотиваций к участию граждан в
государственной пенсионной системе, в частности, к уплате страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации.