Письмо ВАС РФ от 22.11.1999 N С1-4/УЗ-1245

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 ноября 1999 г. N С1-4/УЗ-1245

 

Государственной Думой 19.11.1999 был принят во втором чтении проект Федерального конституционного закона О полномочиях судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам.

При этом не были учтены поправки Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о наделении соответствующими полномочиями и арбитражных судов в Российской Федерации. В принятой редакции указанный законопроект противоречит ст. 127 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел.

В предложенном варианте проект не согласуется и с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1998 N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст.ст.125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, согласно которому не исключается право законодателя специально предусматривать осуществление арбитражными судами наряду с судами общей юрисдикции полномочий по проверке соответствия нормативных актов иному, имеющему большую юридическую силу, акту.

Кроме того, в таком виде Закон приведет к отмене ряда уже действующих законов, предусматривающих полномочия арбитражных судов по оценке нормативных правовых актов и, в частности, ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи Высший Арбитражный Суд Российской Федерации просит при рассмотрении проекта закона в третьем чтении поставить вопрос о возвращении ко второму чтению и принять наши поправки следующего содержания:

1. Из названия законопроекта исключить слова общей юрисдикции.

2. Преамбулу после слов судов общей юрисдикции дополнить словами арбитражных судов.

3. Пункт 5 ст. 1 изложить в следующей редакции:

5. Заявление о проверке соответствия нормативного правового акта, регулирующего экономические отношения между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также между указанными лицами и органами государственной власти или органами местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, иному правовому акту, подается в арбитражный суд, в других случаях - в суд общей юрисдикции.

Заявление подастся в суд по подсудности, установленной ст. 2 настоящего Федерального конституционного закона..

4. В ст. 2:

пункт 1 после слов Верховный Суд Российской Федерации дополнить словами Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, слово рассматривает заменить словом рассматривают;

пункт 3 после слов суд автономного округа дополнить словами арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Предлагаемые поправки не изменяют концепции законопроекта, которая определяется предметом правового регулирования и положениями части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации.

Принятие этих поправок не будет противоречить и Федеральному конституционному закону Об арбитражных судах в Российской Федерации, поскольку часть 2 статьи 2 этого Закона устанавливает, что полномочия арбитражных судов устанавливаются не только данным Федеральным конституционным законом, но и другими федеральными конституционными законами. А в ст. 4 этого Федерального конституционного закона предусматривается возможность определения компетенции арбитражных судов другими федеральными законами.

 

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ