Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 05.05.1997 N 2.2-15/1775

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 5 мая 1997 г. N 2.2-15/1775

 

Направляем заключение по проекту Федерального закона О дополнении статей 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации и проекту постановления Государственной Думы о его принятии в первом чтении.

 

Начальник Управления

В.Б.ИСАКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ДОПОЛНЕНИИ СТАТЕЙ 198

И 199 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОЕКТУ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЕГО ПРИНЯТИИ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

 

1. Изучение названного законопроекта показывает, что он является вариантом проекта Федерального закона О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 октября 1996 года. В соответствии с поручением Совета Государственной Думы от 13 марта 1997 года в Правовом управлении была проведена экспертиза указанного правительственного законопроекта. Заключение по ее результатам направлено в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе 28 марта 1997 года (N 2.2-15/1646). Изложенные в пунктах 1 и 2 заключения от 28 марта 1997 года замечания концептуального характера не утратили своего значения.

2. Что же касается новой версии законопроекта, посвященного установлению уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов, то она также не свободна от недостатков. В частности, ответственность гражданина за указанные действия (пункт 1 статьи 1 проекта) сформулирована, по нашему мнению, без учета того обстоятельства, что действующая статья 198 УК РФ, устанавливая уголовную ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога, содержит целый ряд условий наступления этой ответственности. Оно должно быть совершено путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах и при этом и в том, и в другом случае уклонение должно быть совершено в крупном размере, стоимостная характеристика которого дана в примечании к статье 198 УК РФ.

Таким образом, из общей массы уклонений граждан от уплаты налога законодатель при установлении уголовной ответственности выделил наиболее общественно опасные, в остальных случаях считая достаточными финансовые санкции и меры административного взыскания.

В проекте, применительно к уклонению от уплаты страховых взносов, такой подход не выдержан. Механическое присоединение к существующей диспозиции части первой статьи 198 УК РФ слов а также уклонение от уплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды означает, что уголовная ответственность за эти действия должна наступать во всех случаях, независимо от того, каким способом они совершены и в каком размере не выплачены указанные взносы. Между тем далеко не во всех случаях эти действия достигают той степени общественной опасности, которая обусловливала бы установление за них именно и только уголовной ответственности.

3. Изменения, которые проектом предлагается внести в часть вторую статьи 198 УК РФ, противоречат позиции, занятой разработчиками при формулировании изменений в часть первую этой же статьи. Здесь уклонение от уплаты страховых взносов влечет уголовную ответственность только в случаях, когда оно совершено в особо крупном размере, стоимостной эквивалент которого дан в примечании к статье 198 УК РФ.

В результате всех предлагаемых ко внесению в эту статью изменений получится, что примечание к ней будет распространяться на уклонение от уплаты страховых взносов, которое будет введено в часть вторую статьи 198 УК РФ, и не будет распространяться на уклонение от уплаты страховых взносов, которое появится в части первой той же статьи.

Столь противоречивая конструкция, которую в результате предлагаемых проектом изменений приобретает статья 198 УК РФ, представляется неприемлемой.

4. Предлагаемое проектом дополнение в часть первую статьи 199 УК РФ (пункт 2 статьи 1 проекта) требует, на наш взгляд, соответствующей корректировки примечания к данной статье УК РФ, поскольку в действующей редакции этого примечания речь идет только о стоимостном эквиваленте уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов с организаций, и у правоприменителя неизбежно возникает вопрос о том, каким стоимостным критерием ему надлежит руководствоваться при определении того, совершено ли уклонение от уплаты страховых взносов в крупном размере и, следовательно, имеется ли в действиях должностных лиц организации-работодателя состав преступления.

По проекту Федерального закона имеются также замечания юридико-технического характера.

В пунктах 1 и 2 статьи 1 проекта нет необходимости указывать названия статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в которые предлагается внести изменения, достаточно упомянуть номера этих статей.

Следует дополнительно обсудить вопрос о необходимости употребления во вносимых изменениях слова обязательных. Во всяком случае, последний по времени принятия Федеральный закон от 5 февраля 1997 года О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год не содержит ни в названии, ни в тексте слова обязательных применительно к страховым взносам в указанные фонды.

По проекту постановления Государственной Думы о принятии представленного на экспертизу законопроекта в первом чтении имеется следующее замечание.

В перечень государственных органов, куда законопроект подлежит направлению после принятия в первом чтении (статья 2 проекта постановления), включена Генеральная прокуратура Российской Федерации, не наделенная правом законодательной инициативы и согласно статье 110 Регламента Государственной Думы не имеющая права вносить поправки к законопроекту, прошедшему первое чтение.

 

Начальник Отдела

правовой экспертизы законопроектов

по уголовному законодательству

и судебно-правовой реформе

И.Ю.КАСАТКИН