Письмо ПФ РФ от 15.12.1999 N МЗ-06-03/11293

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 декабря 1999 г. N МЗ-06-03/11293

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ

С 01.01.2000 МИНИМАЛЬНОЙ ПЕНСИИ В РАЗМЕРЕ

900 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации, рассмотрев в соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.10.1999 N 223 проект Федерального закона Об установлении с 01.01.2000 минимальной пенсии и размере 900 рублей и месяц, сообщает следующее.

Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон. Следовательно, принятие данного законопроекта будет противоречить части первой статьи 1 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1.

С 1 февраля 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий, которым предусмотрено исчисление и поэтапное увеличение пенсий путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Указанным Федеральным законом изменена редакция статьи 7 Закона Российской Федераций от 20.11.1990 N 340-1, пунктом в которой предусмотрено, что увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране проводится четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября. Расходы на такое увеличение предусматриваются в федеральных законах о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на каждый год. При этом среднемесячная заработная плата в стране за указанные периоды для исчисления и увеличения государственных пенсий утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Российского статистического агентства.

На основе размера среднемесячной заработной платы по стране за соответствующий период (квартал), утверждаемого Правительством Российской Федерации, органы, осуществляющие назначение и выплату пенсий, производят перерасчет пенсий.

Таким образом, ежеквартальное увеличение пенсий производится в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 (в редакции Федерального закона от 21.07.1997 N 113-ФЗ) и напрямую зависит от величины среднемесячной заработной платы по стране.

Принятие данного законопроекта нарушит механизм увеличения государственных пенсий, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.1997 N 113-ФЗ.

Следует также иметь в виду, что в Законе Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 отсутствует понятие ежеквартальная индексация, применяемое в статье 2 законопроекта.

Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год предусматривает поступление доходов в сумме 307,9 млрд. руб., расходы на пенсионное обеспечение - около 297 млрд. рублей.

При установлении минимального размера пенсии в размере 900 руб. в месяц дополнительные расходы на выплату пенсий в 2000 году составят 1424,17 млрд. руб., что более чем в 4 раза превышает годовой бюджет Пенсионного фонда.

При этом максимальный размер пенсии будет составлять от 2700 руб. до 3780 руб., в зависимости от стажа, без учета надбавок, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации от 20.11.1990, поэтому пенсионерам, пенсии которым исчислены с применением ИКП, будет выгодно перейти на старый порядок расчета пенсии в соответствии с названным Законом, поскольку наибольший размер пенсии, исчисленный с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, не будет достигать установленного минимума.

Положения статьи 4 законопроекта дублируют статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающую ответственность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений или организаций) за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, в связи с чем не требуется дополнительного подтверждения ответственности иными законодательными актами.

Кроме того, представленный законопроект не определяет источник финансирования дополнительных расходов, что является обязательным условием при изменении условий и норм пенсионного обеспечения, требующих увеличения расходов на выплату государственных пенсий.

С учетом изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

 

Председатель Правления

М.Ю.ЗУРАБОВ