ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1999
г. N Пр-1722
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
принятый Государственной Думой 24 ноября 1999 г., считающийся одобренным
Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания
и обнародования Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской Федерации (далее именуется -
Федеральный закон) по следующим основаниям.
Статьей 1
Федерального закона вводится многоуровневая система потребительских обществ,
включающая в себя районные, областные, краевые, республиканские и центральный союзы потребительских обществ, дается их
определение. При этом вводится многозвенная система участия низовых потребительских
обществ в указанных союзах. В Федеральном законе прямо устанавливается
обязательность решений органов управления союзов как
для являющихся их членами потребительских обществ, так и для союзов этих
потребительских обществ более низкого уровня. Так, решения органов управления
областного, краевого или республиканского союза обязательны не только для его
членов (районных союзов потребительских обществ), но и для потребительских
обществ, являющихся членами районных союзов. Таким образом, решения органов управления
одного юридического лица становятся обязательными как для юридических лиц,
являющихся его участниками, так и для юридических лиц, не являющихся его
участниками. Это противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации, устанавливающей равенство субъектов гражданских правоотношений, и
статье 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что
члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического
лица.
Следует
также отметить, что статьей 1 Федерального закона возможность представления
интересов конкретного союза потребительских обществ в органах государственной
власти и органах местного самоуправления, а значит и обращения в указанные
органы за защитой своих прав, ставится в зависимость от того, в пределах какой
территории (района, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в
целом) этот союз осуществляет свою деятельность.
Указанная норма
противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей один из
основополагающих конституционных принципов - принцип равенства всех перед
законом, а также статье 33 Конституции Российской Федерации, гарантирующей
возможность обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
любому лицу. Это может быть как гражданин, так и организация независимо от
формы собственности и организационно-правовой формы.
Содержащаяся
в пункте 4 статьи 1 Федерального закона редакция нового пункта 4 статьи 6
Закона Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской Федерации (далее именуется - Закон
Российской Федерации) предусматривает возможность отстранения от должности
руководителей организаций потребительской кооперации, созданных потребительским
обществом или союзом, решением правления потребительского общества или
правления союза. Во-первых, неясно,
какие должностные лица подразумеваются под термином руководитель
(руководитель исполнительного органа, совет директоров, председатель совета
директоров). Во-вторых, содержащаяся в Федеральном законе норма применима
только к учреждениям, а в отношении других юридических лиц (хозяйственные
общества, товарищества и иные) должен действовать порядок отстранения
руководителей от должности, предусмотренный Гражданским кодексом Российской
Федерации и федеральными законами, регулирующими создание и деятельность
отдельных видов юридических лиц.
Кроме того, новым
пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального
закона) предусматривается введение для руководителей организаций
потребительской кооперации, созданных потребительскими обществами или союзами,
института аттестации. Однако ни Законом Российской Федерации, ни Федеральным
законом не установлены процедура проведения аттестации и перечень лиц
(органов), ее проводящих. В связи с этим введение аттестации как требования к
занятию определенной должности представляется неправомерным и противоречащим
Конституции Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией пункта 2
статьи 19 Закона Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона)
члены совета потребительского общества могут быть освобождены от исполнения
полномочий в любое время на основании решения общего собрания потребительского
общества или уволены в соответствии с законодательством Российской Федерации о
труде.
Необходимо
отметить, что на основании новой редакции указанного пункта уволить членов
совета потребительского общества будет невозможно, так как они исполняют свои
полномочия на общественных началах, то есть не состоят с потребительским
обществом в трудовых правоотношениях, только при наличии
которых можно произвести увольнение работника. Это замечание относится и к
новой редакции пункта 5 статьи 37 Закона Российской Федерации (пункт 13 статьи
1 Федерального закона) в части, касающейся членов совета союза потребительских
обществ.
Б.ЕЛЬЦИН