ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 2000 г.
N Пр-26
На основании части
3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной
Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и
направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
(далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Закон не имеет
собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть
содержащихся в нем норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации,
Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской
Федерации, Федеральным законом О безопасности дорожного
движения, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Регулирование значительной части положений Закона в соответствии с Конституцией
Российской Федерации отнесено к компетенции Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации. Кроме того, ряд положений Закона
противоречит положениям Конституции Российской Федерации, касающимся
недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в
компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 2
Закона устанавливается приоритет международного договора Российской Федерации
над федеральным законом. Однако указанная иерархия нормативных правовых актов в
правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции
Российской Федерации. В связи с тем, что эти отношения являются предметом
правового регулирования Конституции Российской Федерации, они не могут быть
урегулированы федеральным законом.
По вопросам, не
относящимся к компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляют собственное
правовое регулирование в сфере дорожной деятельности. Следовательно,
соответствующие положения статьей 6, 9, 17, 23 и других статей Закона подлежат
исключению.
Статьей 13 Закона
предусматривается создание в качестве федерального органа исполнительной власти
федерального дорожного органа. Многими статьями Закона (13 - 16, 18, 22 и
другими) предусматриваются конкретные полномочия федерального дорожного органа,
что свидетельствует о присвоении себе законодателем полномочий Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и противоречит
принципу разделения властей, закрепленному Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом О правительстве Российской Федерации.
Главой II Закона
предусмотрено включение в систему государственного управления автомобильными
дорогами и дорожной деятельностью органов местного самоуправления, а также
государственных учреждений федерального дорожного органа и государственных
унитарных предприятий. Данное положение противоречит статье 11 Конституции
Российской Федерации, в соответствии с которой государственно - властные
полномочия, в том числе и государственное управление, в Российской Федерации
осуществляются исключительно органами государственной власти. Применительно к
органам местного самоуправления данное положение противоречит статье 12
Конституции Российской Федерации, которой предусматривается, что органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В
соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации допускается
возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств.
Относительно
включения организаций, не являющихся органами государственной власти, в систему
государственного управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью,
следует отметить, что Конституцией Российской Федерации не допускается
возможность осуществления государственно - властных полномочий юридическими
лицами.
Пунктом 3 статьи 44
Закона на Правительство Российской Федерации возлагается функция по
установлению порядка пользования автомобильными дорогами в военное время. Указанное
положение противоречит статье 87 Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой режим военного положения определяется федеральным
конституционным законом.
И.о. Президента
Российской
Федерации
В.ПУТИН