Письмо Президента РФ от 03.01.2000 N Пр-26

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 января 2000 г. N Пр-26

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (далее именуется - Закон) по следующим основаниям.

Закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже урегулирована Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации, Федеральным законом О безопасности дорожного движения, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. Регулирование значительной части положений Закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесено к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Кроме того, ряд положений Закона противоречит положениям Конституции Российской Федерации, касающимся недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет международного договора Российской Федерации над федеральным законом. Однако указанная иерархия нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции Российской Федерации. В связи с тем, что эти отношения являются предметом правового регулирования Конституции Российской Федерации, они не могут быть урегулированы федеральным законом.

По вопросам, не относящимся к компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в сфере дорожной деятельности. Следовательно, соответствующие положения статьей 6, 9, 17, 23 и других статей Закона подлежат исключению.

Статьей 13 Закона предусматривается создание в качестве федерального органа исполнительной власти федерального дорожного органа. Многими статьями Закона (13 - 16, 18, 22 и другими) предусматриваются конкретные полномочия федерального дорожного органа, что свидетельствует о присвоении себе законодателем полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и противоречит принципу разделения властей, закрепленному Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом О правительстве Российской Федерации.

Главой II Закона предусмотрено включение в систему государственного управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью органов местного самоуправления, а также государственных учреждений федерального дорожного органа и государственных унитарных предприятий. Данное положение противоречит статье 11 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государственно - властные полномочия, в том числе и государственное управление, в Российской Федерации осуществляются исключительно органами государственной власти. Применительно к органам местного самоуправления данное положение противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации, которой предусматривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации допускается возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Относительно включения организаций, не являющихся органами государственной власти, в систему государственного управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью, следует отметить, что Конституцией Российской Федерации не допускается возможность осуществления государственно - властных полномочий юридическими лицами.

Пунктом 3 статьи 44 Закона на Правительство Российской Федерации возлагается функция по установлению порядка пользования автомобильными дорогами в военное время. Указанное положение противоречит статье 87 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

 

И.о. Президента

Российской Федерации

В.ПУТИН