Письмо Минфина РФ от 18.02.2000 N 01-ММ-9

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 февраля 2000 г. N 01-ММ-9

 

По проекту федерального закона О внесении дополнений в пункт 1 статьи 5 Закона Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость считаем необходимым сообщить следующее.

Данный законопроект подготовлен согласно пункту 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1997 г. N 740 О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов.

Законопроектом предусмотрено освободить от налога на добавленную стоимость необработанные природные алмазы (алмазное сырье), реализуемые для обработки предприятиям на территории Российской Федерации, а также предлагается не взимать налог на добавленную стоимость при ввозе алмазного сырья на территорию Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость от этого налога освобождены обороты по реализации драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт, а также внешнеэкономическим организациям. Поэтому в настоящее время налогом на добавленную стоимость не облагаются обороты по поставке алмазного сырья ограночным предприятиям для изготовления бриллиантов при условии последующей поставки этих бриллиантов на экспорт. Одновременно обороты по поставке алмазного сырья для изготовления бриллиантов, реализуемых на территории Российской Федерации, от налогообложения не освобождаются. Такое положение существенно затрудняет учет и контроль за использованием алмазного сырья, а также реализацию бриллиантов в соответствии с имеющейся конъюнктурой рынка. Кроме того, для применения льготы по налогообложению предприятиям - поставщикам алмазного сырья требуется представлять в налоговые органы значительное количество документов, которые фактически имеются только у экспортеров бриллиантов.

Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации из общего количества добываемого алмазного сырья в сумме около 1,5 млрд. долл. США в год сырье ювелирного качества составляет 1,45 млрд. долл. США или 96,6%. Поскольку в ограночной промышленности стоимость дорогостоящего алмазного сырья составляет около 90% от размера затрат на производство бриллиантов, то практически во всех странах, имеющих развитую гранильную промышленность, обороты по реализации алмазного сырья освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Что касается предложения об освобождении от налога на добавленную стоимость алмазного сырья, ввозимого на территорию Российской Федерации, то данное предложение направлено на обеспечение максимально полной загрузки производственных мощностей российских гранильных предприятий. Так, имеющиеся технологические и финансовые возможности предприятий, а также конъюнктура рынка сбыта, позволяют переработать отечественной ограночной промышленности алмазное сырье стоимостью около 800 млн. долл. США в год. Однако, в соответствии с Торговым соглашением между АК АЛРОСА и ТНК Де Бирс, одобренного Правительством Российской Федерации, из стоимости сырья ювелирного качества в размере 1,4 млрд. долл. США, добываемого в России, сырье в объеме не менее 550 млн. долл. США поставляется ежегодно ТНК Де Бирс. С учетом специализации российской гранильной промышленности из остающихся объемов алмазного сырья на сумму 800 млн. дол. США на предприятиях Российской Федерации обрабатывается сырье только на 520 млн. долл. США. Таким образом, до завершения срока действия вышеназванного Торгового соглашения для сокращения необеспеченности алмазным сырьем российских предприятий возникает необходимость в импорте сырья в объеме не менее 300 млн. дол. США.

В настоящее время уровень цен на алмазное сырье в Российской Федерации практически соответствует уровню цен на вторичном мировом рынке. Поэтому у многих гранильных предприятий Российской Федерации имеется возможность ввозить алмазное сырье для полной загрузки своих производственных мощностей. Так, в настоящее время Смоленское ПО Кристалл импортирует алмазное сырье в объеме около 20 млн. долл. США в год.

В 1999 г. гранильные предприятия Российской Федерации переработали алмазного сырья на сумму около 720 млн. долл. США и произвели бриллиантов на сумму около 800 млн. долл. США. При этом на внутреннем рынке в прошлом году реализовано бриллиантов на сумму около 25 млн. долл. США.

Для целей унификации налогообложения импортного и отечественного алмазного сырья предлагается установить единый льготный порядок и освободить от налога на добавленную стоимость такое сырье как при его ввозе на территорию Российской Федерации, так и при реализации сырья на российской территории.

Согласно действующему налоговому законодательству суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, возмещаются налогоплательщикам и на эти суммы уменьшается налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет по готовой продукции. В связи с этим в случае принятия предлагаемого законопроекта потерь доходов федерального бюджета (без учета инфляционного фактора), в принципе, не ожидается, поскольку при продаже бриллиантов на территории Российской Федерации ограночные предприятия будут уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость со всей стоимости реализуемой продукции без возмещения (вычета) налога, уплаченного по алмазному сырью.

Так, по имеющимся расчетам возможно некоторое дополнительное поступление в доход бюджета сумм налога на добавленную стоимость в размере около 2,0 млн. долл. США за счет отнесения на расходы ограночных предприятий сумм налога, уплаченных по материальным затратам, которые в настоящее время возмещаются предприятиям, реализующим алмазное сырье, и на эту сумму сокращают сумму налога, уплачиваемого по алмазному сырью, реализуемому ограночным предприятиям. При этом с учетом сокращения поступлений налога на прибыль по ограночным предприятиям на 0,5 млн. дол. США (из-за сокращения налогооблагаемой базы после отнесения на расходы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам), общий объем налоговых поступлений также не снижается, а увеличивается на 1,4 млн. долл. США, что подтверждается прилагаемыми расчетами.

Однако субъектам Российской Федерации, на территориях которых расположены предприятия, реализующие алмазное сырье (Якутия (Саха)), в случае принятия предлагаемого законопроекта потребуется соответствующая компенсация потерь налоговых платежей в размере 0,9 млн. долл. США.

 

М.А.МОТОРИН

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ К РАСЧЕТУ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

С УЧЕТОМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН О НАЛОГЕ

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

В соответствии с установленным порядком предприятия - изготовители продукции являются плательщиками налога на добавленную стоимость, исчисляемого от стоимости реализованной продукции.

Одновременно они оплачивают налог на добавленную стоимость, исчисляемый от стоимости потребленных материальных и энергетических ресурсов.

Разница между указанными суммами налога вносится в бюджет.

Суммы налога не включаются в стоимость реализованной продукции и ее себестоимость и учитываются на отдельном счете.

В условиях действующего Закона в колонках 2 и 3 нашли отражение платежи налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, производимые алмазодобывающими предприятиями, а в колонках 4 и 5 - платежи ограночных предприятий.

При реализации алмазов на сумму в размере 25 млн. долларов США налог на добавленную стоимость составляет 5 млн. долларов США (25 х 0,20). С учетом налога на добавленную стоимость (2 млн. долларов США), выплаченного по потребленным ресурсам, в бюджет вносится разница в размере 3 млн. долларов США (5 - 3).

При получении прибыли в размере 7 млн. долларов США предприятия уплачивают налог в размере 2,1 млн. долларов США (7 х 0,30).

Итого алмазодобывающие предприятия вносят в бюджет 5,1 млн. долларов США.

При реализации бриллиантов на сумму в 28 млн. долларов США, изготовленных из полученных алмазов, налог на добавленную стоимость составит 5,6 млн. долларов США (28 х 0,20).

С учетом оплаченного налога по алмазному сырью и другим материалам в размере 5,26 млн. руб. в бюджет вносится разница в размере 0,34 млн. руб. (5,60 - 5,26).

Общая сумма налогов с учетом налога на прибыль составит 0,46 млн. руб.

Итого алмазодобывающие и ограночные предприятия вносят в настоящее время 5,56 млн. руб.

При проектируемом изменении Закона алмазодобывающие предприятия освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, но при этом налог по оплаченным ресурсам включается в себестоимость продукции, соответственно уменьшаются суммы прибыли и налога на прибыль.

Соответствующие изменения отражены в колонках 6 - 9.

Налог на добавленную стоимость алмазодобывающие предприятия не выплачивают, а налог на прибыль снизился с 2,1 млн. долларов США до 1,5 млн. долларов США.

Ограночные предприятия, получив алмазное сырье без налога на добавленную стоимость (5 млн. долларов США), вносят в бюджет налог, увеличенный на эту сумму, т.е. - 5,34 млн. долларов США.

В результате общая сумма налогов, выплачиваемая алмазодобывающими и ограночными предприятиями, составляет 6,96 млн. долларов США, т.е. на 1,4 млн. долларов США больше.

В настоящее время при отпуске алмазов на экспорт уплаченный налог по потребленным ресурсам предприятиям компенсируется, а при поставке алмазов на внутренний рынок компенсация не предусматривается.

 

 

 

 

 

РАСЧЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ОТПУСКЕ

АЛМАЗОВ ДЛЯ ОГРАНКИ И БРИЛЛИАНТОВ ДЛЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

С УЧЕТОМ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН О НАЛОГЕ

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

млн. долларов США

┌──────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

                 Действующий Закон      Проектируемый закон  

              ├───────────┬────────────┼───────────┬────────────┤

              Алмазное   │Бриллианты, │Алмазное   │Бриллианты, │

              │сырье, пос-│поставляемые│сырье, пос-│поставляемые│

              │тавляемое  │на внутрен- │тавляемое  │на внутрен- │

              │ограночным │ний рынок   │ограночным │ний рынок  

              │предприя-              │предприя-             

              │тиям                   │тиям                  

              ├─────┬─────┼─────┬──────┼───────┬───┼─────┬──────┤

              │Сумма│ НДС │Сумма│  НДС │ Сумма │НДС│Сумма│  НДС │

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Выручка от                                             

│реализации      25 │  5    28 │ 5,6     25  │ - │ 28  │ 5,6 

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Алмазное сырье│  -    -    25 │ 5,0     -   │ - │ 25    -  

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Материальные и│                                         

│энергетические│                                         

│ресурсы,                                               

│облагаемые НДС│  10 │  2  │ 1,3 │ 0,26 │   12  │ - │ 1,3 │ 0,26 │

                                   │(в т.ч.│             

                                     НДС) │             

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Дополнительная│                                         

│стоимость,      15 │  -  │ 1,7 │  -      13  │ - │ 1,7 │  -  

│в т.ч. затраты│   8 │  -  │ 1,3 │  -       8  │ - │ 1,3 │  -  

│- прибыль        7 │  -  │ 0,4 │  -       5  │ - │ 0,4 │  -  

│- рентабель-                                           

  ность, %      39 │  -  │ 1,4 │  -      20  │ - │ 1,4 │  -  

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Налог на                                               

│добавленную                                            

│стоимость                                              

│- подлежит                                             

│внесению в                                             

│бюджет          -    3    -  │ 0,34 │   -   │ - │  -  │ 5,34 │

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Налог на                                               

│прибыль       │ 2,1 │  -  │ 0,12│  -     1,5  │ - │ 0,12│  -  

├──────────────┼─────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───┼─────┼──────┤

│Поступление                                            

│в бюджет      │ 2,1 │  3  │ 0,12│ 0,34 │  1,5  │ - │ 0,12│ 5,34 │

└──────────────┴─────┴─────┴─────┴──────┴───────┴───┴─────┴──────┘

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ К РАСЧЕТАМ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

АЛМАЗНОГО СЫРЬЯ И БРИЛЛИАНТОВ

 

Распределение налога по соответствующим бюджетам произведено исходя из установленных нормативов:

 

                                                       в процентах

 

     Налог на добавленную стоимость                          100,0

             федеральный бюджет                               85,0

             региональный бюджет                              15,0

 

     Налог на прибыль                                        100,0

             федеральный бюджет                               37,0

             региональный бюджет                              63,0

 

При этом, как видно из представленных расчетов, консолидированный и федеральный бюджет увеличиваются за счет прироста налога на добавленную стоимость, а потери происходят за счет уменьшения отчислений налога на добавленную стоимость и прибыли по алмазному сырью.

Поскольку поставщиком алмазного сырья является Республика Саха (Якутия), то по этой республике потери наибольшие - до 40 процентов.

 

 

 

 

 

РАСЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТЫ ДОХОДОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

И НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СВЯЗИ

С ПРОЕКТИРУЕМЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА ПО НАЛОГУ

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

(млн. долл. США)

┌────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐

                  Действующие условия  │ Проектируемые условия │       Изменение      

                ├─────┬─────────────────┼─────┬─────────────────┼─────┬─────────────────┤

                        В том числе           В том числе           В том числе  

                │Итого├──────┬──────────┤Итого├──────┬──────────┤Итого├──────┬──────────┤

                     │алмазы│бриллианты│     │алмазы│бриллианты│     │алмазы│бриллианты│

├────────────────┼─────┼──────┼──────────┼─────┼──────┼──────────┼─────┼──────┼──────────┤

│Поступления                                                                   

│в бюджеты:                                                                    

│консолидиро-                                                                  

│ванный          │ 5,56│ 5,10 │   0,46   │ 6,96│ 1,5     5,46   │+1,40│ -3,60│   +5,00 

                                                                              

│в т.ч. налог на                                                              

│прибыль         │ 2,22│ 2,10 │   0,12   │ 1,62│ 1,5     0,12   │-0,60│ -0,60│     -   

                                                                              

│НДС             │ 3,34│ 3,00 │   0,34   │ 5,34│  -      5,34   │+2,00│ -3,00│   +5,00 

├────────────────┼─────┼──────┼──────────┼─────┼──────┼──────────┤─────┼──────┼──────────┤

│федеральный     │ 3,66│ 3,33 │   0,33   │ 5,13│ 0,55 │   4,58   │+1,47│ -2,78│   +4,25 

                                                                              

│в т.ч. налог на                                                              

│прибыль         │ 0,82│ 0,78 │   0,04   │ 0,59│ 0,55 │   0,04   │-0,23│ -0,23│     -   

                                                                              

│НДС             │ 2,84│ 2,55 │   0,29   │ 4,54│  -      4,54   │+1,70│ -2,55│   +4,25 

├────────────────┼─────┼──────┼──────────┼─────┼──────┼──────────┤─────┼──────┼──────────┤

│субъектов                                                                     

│Федерации       │ 1,90│ 1,77 │   0,13   │ 1,83│ 0,95 │   0,88   │-0,07│ -0,82│   +0,75 

                                                                              

│в т.ч. налог на                                                              

│прибыль         │ 1,40│ 1,32 │   0,08   │ 1,03│ 0,95 │   0,08   │-0,37│ -0,37│     -   

                                                                              

│НДС             │ 0,50│ 0,45 │   0,05   │ 0,80│  -      0,80   │+0,30│ -0,45│   +0,75 

├────────────────┼─────┼──────┼──────────┼─────┼──────┼──────────┤─────┼──────┼──────────┤

│из них                                                                        

│Республика Саха │                                                              

│(Якутия)        │ 1,77│ 1,77 │    -     │ 0,95│ 0,95 │    -     │-0,82│ -0,82│     -   

                                                                              

│в т.ч. налог на                                                              

│прибыль         │ 1,32│ 1,32 │    -     │ 0,95│ 0,95 │    -     │-0,37│ -0,37│     -   

                                                                              

│НДС             │ 0,45│ 0,45 │    -       -    -       -     │-0,45│ -0,45│     -   

└────────────────┴─────┴──────┴──────────┴─────┴──────┴──────────┴─────┴──────┴──────────┘

 

 

 

 

 

РАСЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

И РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТЫ ДОХОДОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

И НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СВЯЗИ

С ПРОЕКТИРУЕМЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА ПО НАЛОГУ

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

(млн. долларов США)

┌────────────────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────┐

                            │Действующие│Проектируемые│Изменения│

                              условия                       

├────────────────────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┤

│Консолидированный бюджет        5,56        6,96      +1,40 

                                                            

│в т.ч. налог на прибыль         2,22        1,62      -0,60 

                                                            

│НДС                             3,34        5,34      +2,00 

├────────────────────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┤

│Федеральный бюджет              3,66        5,13      +1,47 

                                                            

│в т.ч. налог на прибыль         0,82        0,59      -0,23 

                                                            

│НДС                             2,84        4,54      +1,70 

├────────────────────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┤

│Региональный бюджет             1,90        1,83      -0,07 

                                                            

│в т.ч. налог на прибыль         1,40        1,03      -0,37 

                                                            

│НДС                             0,50        0,80      +0,30 

├────────────────────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┤

│в т.ч. Республика Саха                                      

│(Якутия)                        1,77        0,95      -0,82 

                                                            

│в т.ч. налог на прибыль         1,32        0,95      -0,37 

                                                            

│НДС                             0,45          -       -0,45 

└────────────────────────────┴───────────┴─────────────┴─────────┘

 

В соответствии с Законом О Федеральном бюджете на 1999 г. доходы федерального бюджета формируются за счет:

налога на добавленную стоимость в размере 85 процентов дохода;

налога на прибыль в размере 11 процентов от прибыли или 37 процентов от суммы налога.