Письмо МИД РФ от 01.03.2000 N 7032/ГС

 

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 марта 2000 г. N 7032/ГС

 

По просьбе направляю в Приложении позицию МИД России по проектам Федеральных законов О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушений основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике и О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 ноября 1999 года во втором чтении.

Данный материал отражает итоги экспертизы, проведенной в ноябре - декабре 1999 года в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации заинтересованными министерствами (МИД России, Минторг России, Минюст России, МПС России, Минтранс России и МЧС России), которые подтвердили мнение о нецелесообразности принятия упомянутых законопроектов, высказанное ими при первом чтении.

МИД России считает, что оказание воздействия на Латвию путем экономических мер ограничительного характера поставленной цели не достигает. Более того, в случае действий, предусмотренных упомянутым законопроектом, пострадают в первую очередь малоимущие слои латвийского общества, основную массу которых составляют наши соотечественники. Неблагоприятно отзовется это и на экономической ситуации в ряде субъектов Российской Федерации, которые поддерживают торгово-экономические связи с Латвией.

Нетрудно предвидеть и резко негативную реакцию международного сообщества на факт принятия законопроекта и реализации его положений.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что неблагополучная гуманитарная ситуация в Латвии в полной мере учитывается в повседневной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. МИД России намерен и далее использовать как двусторонние контакты, так и возможности международных организаций для защиты прав и интересов наших соотечественников в Латвии.

 

Первый

Заместитель Министра

А.АВДЕЕВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О МЕРАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

И О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РОССИЙСКИМ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ,

ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ В ЛАТВИИ, В СВЯЗИ С МАССОВЫМ

НАРУШЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВ РУССКОГО НАРОДА

В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Законопроект О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушений основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике в ходе двух чтений не претерпел существенных корректировок, которые дали бы основания изменить ранее высказанное отрицательное заключение на него. Поправки и соображения, предлагавшиеся Президентом и Правительством Российской Федерации, не были учтены.

Очевидно, что принятие данного Закона приведет фактически к полному разрыву отношений с Латвией и в конечном итоге отрицательно скажется на положении русскоговорящего населения, проживающего в этой стране. Например, при прекращении перевозок грузов и пассажиров в сообщении с Латвией будет существенно сокращена штатная численность работников железнодорожного транспорта этой страны, 47% из которых составляют наши соотечественники.

Проект Закона призван определить содержание и режим экономических мер, вводимых в отношении Латвии в связи с массовым нарушением основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике. В то же время, в соответствии со вступившим в силу с 1 июня 1999 г. Федеральным законом О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, практически все население этой страны подпадает под определение соотечественники. Таким образом, едва ли не каждый житель Латвии вправе претендовать на статус соотечественника и предусмотренные для этой категории льготы в Российской Федерации. С этой точки зрения законопроект не выполняет ту задачу, которую ставят его разработчики.

Ряд положений законопроекта противоречит действующему российскому законодательству, в том числе Конституции и Гражданскому кодексу. Так, например, основные положения статьи 1 проекта направлены на ограничение не только прав юридических лиц, зарегистрированных в Латвийской Республике, или место основной деятельности которых находится в Латвийской Республике, а также физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации или российскими соотечественниками, но и прав и свобод граждан и юридических лиц Российской Федерации, что противоречит частям второй и третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также пунктам 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим основные начала (принципы) гражданского законодательства, такие, как: свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Законопроект вступает в противоречие и с международными обязательствами России по двусторонним и многосторонним договорам в сфере торговли, финансовой и банковской деятельности, транспорта, правового сотрудничества. (В соответствии с Конституцией России, если международным договором установлены правила иные, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора).

В двустороннем плане данный проект противоречит Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о принципах торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Латвийской Республикой от 28 октября 1992 года. Например, в статье 1 названного Соглашения, в соответствии с которой каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от действий, наносящих ущерб другой Договаривающейся Стороне, а также статье 4 указанного Соглашения, которой установлено, что Договаривающиеся Стороны не будут вводить в отношении импорта или экспорта товаров, подпадающих под действие данного Соглашения, какие-либо специальные ограничения и требования, которые в аналогичной ситуации не применяются к аналогичным товарам внутреннего производства или товарам, происходящим из третьих стран.

Основным и наиболее вероятным последствием принятия законопроекта станут ощутимые материальные затраты с российской стороны. В частности, ограниченные возможности российских портов не позволяют в полном объеме осуществить переработку ряда экспортных грузов. Даже частичная переориентация российского грузопотока с латвийских портов повлечет за собой дополнительные затраты и окажет отрицательное воздействие на российских товаропроизводителей и экспортеров, которые будут вправе ставить вопрос о возмещении своих убытков из госбюджета. Серьезный ущерб будет нанесен и поставкам на российский рынок важнейших лекарственных препаратов, импортируемых из Латвии. Вполне реальным представляется принятие адекватных мер латвийскими властями в отношении российских предприятий. Таким образом, предлагаемая редакция законопроекта фактически ограничивает права не столько латвийских, сколько российских юридических и физических лиц.

Содержание законопроекта О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике сводится к разрешению оказывать гуманитарную помощь лицам, постоянно проживающим в этой стране. Вместе с тем в российском законодательстве нет нормативного акта, запрещающего оказывать кому-либо гуманитарную помощь. Практически любая акция подобного характера обусловлена лишь намерением оказать помощь и экономическими возможностями донора. Таким образом, с юридической точки зрения нет необходимости в принятии по данному поводу специального федерального закона.

Кроме того, предусматриваемые меры гуманитарной помощи приобретают совершенно иной смысл в контексте вступившего в силу с 1 июня 1999 г. Федерального закона О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, по которому практически все население Латвии можно отнести к этой категории.

Учитывая изложенное, представляется нецелесообразным принятие Законов О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушений основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике и О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике.