ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ
ПИСЬМО
от 7 марта 2000 г.
N 3.17-195
В связи с
направлением проектов Федеральных законов О мерах Российской Федерации по
предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и
российских соотечественников в Латвийской Республике и О мерах по
оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским
соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым
нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике в
Совет Государственной Думы для включения в
проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении
считаем необходимым информировать о следующем.
В ходе обсуждения
указанных законопроектов, принятых во втором чтении, на заседании Комитета по
делам СНГ и связям с соотечественниками выявились две точки зрения (один
депутат при голосовании воздержался).
Первая, которая
получила 5 голосов, заключалась в том, чтобы доработанные в соответствии с
пунктом 1 статьи 124 Регламента Государственной Думы законопроекты были
направлены для включения в проект порядка работы Государственной Думы для
рассмотрения в третьем чтении.
Вторая, получившая
4 голоса, состояла в том, чтобы возвратить указанные законопроекты к процедуре
второго чтения с целью последующего внесения ряда изменений и дополнений.
В статье 1 законопроекта,
предусматривающего меры по предотвращению нарушения основных прав и свобод
граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской
Республике, содержатся положения, запрещающие внешнеэкономические связи и
экономическое сотрудничество с Латвией.
С весны 1998 года,
когда в Риге с особой жестокостью в очередной раз была разогнана демонстрация
пенсионеров - наших соотечественников, произошло резкое обострение
российско-латвийских отношений. Россией были введены адресные экономические ограничения
в отношении Латвии.
Предложенные в
законопроекте запретительные экономические меры, взамен действующих
ограничительных мер, безусловно вызовут ответную
реакцию не только стран Балтии, но и некоторых западных государств. Можно
предположить, что ответная реакция на действия России будет связываться с
усиленно муссируемым нашими противниками тезисом нарушения прав
человека в Чеченской Республике.
Введение
запретительных мер в отношении Латвии, члена ВТО, вызовет дополнительные
трудности для России при ее возможном вступлении в эту организацию.
Ужесточение позиций
России в отношениях с Латвией в экономической сфере требует внимательного
анализа российских экономических ведомств.
Во-первых,
необходимо просчитать возможные последствия вводимых мер и получить от
федеральных органов исполнительной власти конкретную программу действий в этих
условиях.
Во-вторых,
необходимо проанализировать также, как методы экономического воздействия на
Латвию отразятся на и без
того бедственном экономическом и социальном положении наших соотечественников в
Латвийской Республике.
Вместе с тем
следует подчеркнуть, что все члены Комитета едины в необходимости принятия
Россией политических, экономических и других мер для защиты основных прав и
свобод российских соотечественников как в Латвийской
Республике, так и в других государствах - бывших республиках Союза ССР, где они
грубо попираются.
Позиция МИД России
изложена в прилагаемых документах.
Председатель
Комитета
Б.Н.ПАСТУХОВ