Письмо Минобразования РФ от 13.03.2000 N 01-50-33ин/32-03

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 марта 2000 г. N 01-50-33ин/32-03

 

Заключение Комитета по международным делам Государственной Думы от 9 марта 2000 года по проекту федерального закона О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе содержит запрос о предоставлении дополнительной информации по ряду практических аспектов применения Конвенции. Министерство образования Российской Федерации направляет ответы на запрос Комитета по международным делам.

1. Как присоединение Российской Федерации к рассматриваемой Конвенции скажется на порядке приема граждан иностранных государств в российские вузы.

Присоединение к Конвенции не скажется существенно на порядке приема иностранных граждан в российские вузы. Признание является необходимым, но не единственным условием приема на обучение. Действующее российское законодательство, нормативные положения, определяющие признание в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании, согласуются с положениями Конвенции, поскольку они разрабатывались одновременно с формированием текста Конвенции и с учетом передового зарубежного опыта.

Вместе с тем Конвенция представляет собой международный договор, который на длительную перспективу будет определять практику признания документов об образовании стран-участниц. Поэтому необходимо будет еще не один раз проанализировать имеющуюся в России методическую базу признания документов об образовании, определить процедуру признания документов, свидетельствующих о прохождении периодов обучения, найти возможность формализовать доступ к высшему образованию беженцев, перемещенных лиц и лиц, находящихся в положении беженцев, и так далее. Конвенция не дает и не требует немедленного решения всех проблем признания, но настраивает на создание условий для этой работы.

2. Какие иностранные документы будут рассматриваться в Российской Федерации как свидетельства наличия у российских граждан высшего образования.

Иностранные документы об образовании рассматриваются в Российской Федерации вне зависимости от гражданства. Это отвечает положениям статьи III.1 Конвенции, которые говорят о недопустимости дискриминации по любому признаку, не относящемуся к значимости документа об образовании.

Признание иностранного документа об образовании в качестве свидетельства о высшем образовании в Российской Федерации будет проводиться в соответствии с разделом IV Признание квалификаций высшего образования Конвенции, другими действующими договорами о признании и эквивалентности документов об образовании. Основным критерием оценки является соответствие российскому государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

3. Уточнить, на какую организацию будут возложены функции национального информационного центра.

В 1999 году орган, именующийся Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности, сформирован на базе Российского университета дружбы народов.

4. Как в России будет функционировать Сеть ЕНИК (Европейская сеть национальных информационных центров по вопросам академического признания и мобильности).

Эта международная Сеть постоянного обмена электронной и письменной информацией и периодического личного общения, объединяющая национальные информационные центры по академическому признанию и мобильности, существует под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы в течение шести лет. Ее постоянным активным участником была Российская Федерация в лице организации, на которую возлагались функции упомянутого национального информационного центра.

 

В.М.ФИЛИППОВ