ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2000 г.
N 3.4-31/206
Комитет
Совета Федерации по вопросам социальной политики рассмотрел проект Федерального
закона О порядке компенсации льгот по бесплатному проезду на всех видах
общественного пассажирского транспорта городского, пригородного и местного
сообщения (за исключением такси) на территории Российской Федерации, а также в
поездах и автобусах междугородных и пригородных сообщений в пределах
соответствующего субъекта Российской Федерации, направленный в Совет
Федерации по решению Совета Государственной Думы от 8 февраля 2000 года (выписка из протокола N 4) и направляет
свои замечания к нему.
Законопроект
конкретизирует нормы гражданского законодательства о возмещении расходов,
понесенных транспортными организациями в связи с предоставлением установленных
законами или иными правовыми актами льгот по провозной плате за перевозку
грузов, пассажиров и багажа за счет средств соответствующего бюджета.
Его
актуальность определяется тем, что в настоящее время такие льготы предоставлены
более чем 50 категориям граждан, а доля платных пассажиров в общем
объеме перевозок городским и пригородным пассажирским транспортом сократилась
до 38%. При этом выпадающие доходы транспортных организаций не компенсируются в
полном объеме, что влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе
многочисленные нарушения законных прав граждан на получение соответствующих льгот.
Среди пассажиров,
пользующихся правом бесплатного проезда, 75% составляют лица
, которым оно предоставлено на основании федерального законодательства
(из них - 16% по профессиональному признаку, 84% - по иным основаниям). Таким
образом, определяя федеральный бюджет источником финансирования льгот,
установленных на федеральном уровне, законопроект предполагает существенное
увеличение его расходной части.
При этом авторы
законопроекта не учитывают имеющиеся различия в источниках и порядке
финансирования деятельности органов, сотрудники которых пользуются льготами по
оплате проезда на общественном транспорте.
Так, согласно
Закону Российской Федерации О милиции финансирование милиции
осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от
организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров.
Федеральным законом О пожарной безопасности предусмотрены
аналогичные источники финансирования подразделений Государственной противопожарной
службы. Исходя из этого было бы неправомерным
определять в качестве единственного источника финансирования льгот по оплате
проезда сотрудников милиции и личного состава Государственной противопожарной
службы федеральный бюджет. В то же время, вполне правомерна такая постановка
вопроса в отношении соответствующих льгот военнослужащих, сотрудников
федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, прокуратуры, судов и
других федеральных органов, деятельность которых финансируется за счет федерального
бюджета.
Настоящий
законопроект вступает в противоречие и с другими
федеральными законами, в которых уже закреплены источники финансирования льгот
по оплате проезда. В частности, согласно Федеральному закону О
ветеранах расходы на реализацию установленных им льгот ветеранов по
оплате проезда на железнодорожном, водном транспорте пригородного сообщения, на
всех видах городского пассажирского транспорта, на автомобильном транспорте
пригородных и междугородных маршрутов возмещаются за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации. При этом право на бесплатный проезд реализуется
в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Что касается
порядка возмещения (компенсации) расходов транспортных организаций по
предоставлению льгот, установленных органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления (абзацы 4 и 5 части
первой, часть вторая статьи 1 законопроекта), то его установление не относится
к предметам регулирования федерального законодательства. Согласно пунктам 4 и 5
статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают
нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах
своей компетенции.
Статьей 2
законопроекта предусматривается, что граждане осуществляют свое право на
льготный проезд на всех видах общественного транспорта посредством предъявления
специальных проездных документов единого образца, форма, порядок изготовления и
приобретения которых определяется Правительством Российской Федерации. По
нашему мнению, в отношении льгот, установленных органами государственной власти
субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, должны
действовать проездные документы соответствующего уровня, в том числе и потому,
что их изготовление финансируется из бюджетных средств.
Как уже
отмечалось, настоящий законопроект предусматривает дополнительные расходы
федерального бюджета, однако необходимое в таких случаях
финансово-экономическое обоснование отсутствует, и кроме того, в нарушение
части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, он был внесен в Государственную
Думу без заключения Правительства Российской Федерации, что в дальнейшем может
послужить основанием для его отклонения Президентом Российской Федерации.
В случае принятия
законопроект не может вступить в силу со дня его официального опубликования,
как это предусмотрено в статье 3, без одновременного внесения в Федеральный
закон О федеральном бюджете на 2000 год соответствующих норм,
устанавливающих источники обеспечения предусматриваемых им дополнительных
расходов.
С учетом
вышеизложенного, по мнению Комитета, данный законопроект нуждается в
существенной доработке до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель
Комитета
В.А.ТОРЛОПОВ