Письмо Комитета СФ ФС РФ по вопросам социальной политики от 20.03.2000 N 3.4-31/206

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

ПИСЬМО

от 20 марта 2000 г. N 3.4-31/206

 

Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики рассмотрел проект Федерального закона О порядке компенсации льгот по бесплатному проезду на всех видах общественного пассажирского транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) на территории Российской Федерации, а также в поездах и автобусах междугородных и пригородных сообщений в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, направленный в Совет Федерации по решению Совета Государственной Думы от 8 февраля 2000 года (выписка из протокола N 4) и направляет свои замечания к нему.

Законопроект конкретизирует нормы гражданского законодательства о возмещении расходов, понесенных транспортными организациями в связи с предоставлением установленных законами или иными правовыми актами льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа за счет средств соответствующего бюджета.

Его актуальность определяется тем, что в настоящее время такие льготы предоставлены более чем 50 категориям граждан, а доля платных пассажиров в общем объеме перевозок городским и пригородным пассажирским транспортом сократилась до 38%. При этом выпадающие доходы транспортных организаций не компенсируются в полном объеме, что влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе многочисленные нарушения законных прав граждан на получение соответствующих льгот.

Среди пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, 75% составляют лица , которым оно предоставлено на основании федерального законодательства (из них - 16% по профессиональному признаку, 84% - по иным основаниям). Таким образом, определяя федеральный бюджет источником финансирования льгот, установленных на федеральном уровне, законопроект предполагает существенное увеличение его расходной части.

При этом авторы законопроекта не учитывают имеющиеся различия в источниках и порядке финансирования деятельности органов, сотрудники которых пользуются льготами по оплате проезда на общественном транспорте.

Так, согласно Закону Российской Федерации О милиции финансирование милиции осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров. Федеральным законом О пожарной безопасности предусмотрены аналогичные источники финансирования подразделений Государственной противопожарной службы. Исходя из этого было бы неправомерным определять в качестве единственного источника финансирования льгот по оплате проезда сотрудников милиции и личного состава Государственной противопожарной службы федеральный бюджет. В то же время, вполне правомерна такая постановка вопроса в отношении соответствующих льгот военнослужащих, сотрудников федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, прокуратуры, судов и других федеральных органов, деятельность которых финансируется за счет федерального бюджета.

Настоящий законопроект вступает в противоречие и с другими федеральными законами, в которых уже закреплены источники финансирования льгот по оплате проезда. В частности, согласно Федеральному закону О ветеранах расходы на реализацию установленных им льгот ветеранов по оплате проезда на железнодорожном, водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта, на автомобильном транспорте пригородных и междугородных маршрутов возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом право на бесплатный проезд реализуется в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается порядка возмещения (компенсации) расходов транспортных организаций по предоставлению льгот, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (абзацы 4 и 5 части первой, часть вторая статьи 1 законопроекта), то его установление не относится к предметам регулирования федерального законодательства. Согласно пунктам 4 и 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Статьей 2 законопроекта предусматривается, что граждане осуществляют свое право на льготный проезд на всех видах общественного транспорта посредством предъявления специальных проездных документов единого образца, форма, порядок изготовления и приобретения которых определяется Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, в отношении льгот, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, должны действовать проездные документы соответствующего уровня, в том числе и потому, что их изготовление финансируется из бюджетных средств.

Как уже отмечалось, настоящий законопроект предусматривает дополнительные расходы федерального бюджета, однако необходимое в таких случаях финансово-экономическое обоснование отсутствует, и кроме того, в нарушение части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, он был внесен в Государственную Думу без заключения Правительства Российской Федерации, что в дальнейшем может послужить основанием для его отклонения Президентом Российской Федерации.

В случае принятия законопроект не может вступить в силу со дня его официального опубликования, как это предусмотрено в статье 3, без одновременного внесения в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2000 год соответствующих норм, устанавливающих источники обеспечения предусматриваемых им дополнительных расходов.

С учетом вышеизложенного, по мнению Комитета, данный законопроект нуждается в существенной доработке до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.

 

Председатель Комитета

В.А.ТОРЛОПОВ