Письмо Правительства РФ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОДА ВКЛАДОВ

(ДЕПОЗИТОВ) В СБЕРЕГАТЕЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ЦЕЛЕВЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

По существу указанного законопроекта имеются следующие замечания.

1. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации правильно указывается на необходимость принятия Федерального закона О базовой стоимости необходимого социального набора до вступления в силу рассматриваемого законопроекта. Этот Закон должен определить величину базовой стоимости необходимого социального набора, без которой не может быть рассчитана долговая стоимость одного долгового рубля. В связи с чем невозможно определить объем государственного долга.

Разработать механизм и определить сроки погашения долговых обязательств возможно лишь исходя из определенного объема государственного долга и учета реальной экономической обстановки.

2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации от 10 мая 1005 г. N 73-ФЗ государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений граждан и осуществление перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации как сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательным банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, так и на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорам личного страхования в период до 1 января 1992 года и государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.

Представленным законопроектом предлагается перевод в ЦДО только вкладов, размещенных в Сбербанке России, тогда как должно быть обеспечено единообразие подхода при переводе в целевые долговые обязательства как вкладов граждан в Сберегательный банк Российской Федерации, так и вкладов в организации государственного страхования и в государственные ценные бумаги.

3. Представленный проект Закона является продолжением Федерального закона О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации. Ряд положений законопроекта противоречит тексту базового Федерального закона. В частности, положение статьи 1 законопроекта предусматривает восстановление вкладов путем перевода в сберегательные обязательства только в чисти, в которой обязательства по вкладам не были прекращены вкладчиком путем снятия денежных сумм со счета по вкладам. В Федеральном законе от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ нет разделения на вклады, действующие до настоящего времени и закрытые в период с 1992 года по 1998 год.

Согласно этому Закону государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных путем помещения денежных средств на вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 года. Таким образом, Закон определяет только дату, до которой должны были быть внесены сбережения во вклад, на которую государство гарантирует их сохранность.

Наличие указанного противоречия приведет к различному толкованию законодательства и может спровоцировать многочисленные обращения граждан - владельцев вкладов в органы государственной и судебной власти.

В связи с этим нельзя согласиться с предложением о переводе в целевые сберегательные обязательства только действующих вкладов.

4. Предметом правоотношений, устанавливаемых данным проектом Закона, являются действия государства, направленные на восстановление обесценившихся сбережений граждан, однако отдельные положения ограничивают право вкладчика в течение длительного времени распоряжаться суммой вклада. При этом основной целью является не выплата самих долгов, а только начисление и выплата дохода по ним.

5. Определив сберегательное обязательство как бездокументарную именную государственную ценную бумагу Российской Федерации (статья 2), законопроект не содержит порядка регистрации выпуска таких ценных бумаг.

Предусмотрено лишь поручение Правительства Российской Федерации Государственному депозитарию целевых долговых обязательств Российской Федерации о переводе сбережений в сберегательные обязательства (статья 5) и выдача последним именного свидетельства о закрепленных правах - долговой книжки (статья 8).

6. В статье 3 последний абзац необходимо привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, которым регулируется вопрос об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами самоуправления, а также их должностными лицами.

7. В статьях 3, 5 и 6 используется понятие первичное размещение. Однако сберегательные обязательства не являются эмиссионными ценными бумагами, поэтому данное понятие к ним неприемлемо.

8. Статьей 4 законопроекта предусмотрено создание Государственного депозитария целевых долговых обязательств Российской Федерации. Депозитарная деятельность является предметом регулирования Федерального закона О рынке ценных бумаг. В данном Законе определен порядок лицензирования и функционирования депозитария, а также особенности его взаимодействия с клиентами (депонентами). В соответствии с нормами законопроекта предусматривается использование депозитария как агента для первичного размещения сберегательных обязательств по поручению Правительства Российской Федерации, что противоречит функциям, закрепленным за депозитарием Федеральным законом О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.

Предложенный в законопроекте подход по созданию Государственного депозитария целевых долговых обязательств, который должен будет осуществлять функции профессионального участника рынка ценных бумаг и кредитной организации с развитой филиальной сетью, представляется вряд ли приемлемым, так как дает право одному юридическому лицу совмещать различные функции профессионального участника рынка ценных бумаг и кредитной организации. Законодательство Российской Федерации справедливо разграничивает функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.

9. Статьи 8 и 11 проекта Закона противоречат друг другу. В соответствии со статьей 8 перевод восстанавливаемого вклада в сберегательное обязательство осуществляется на основании, в частности, сберегательной книжки, удостоверяющей вклад. При этом Государственный депозитарий выдает владельцу сберегательного обязательства долговую книжку, в которую вносятся записи о величине номинала сберегательного обязательства и о проведенных операциях.

Статья 11 предписывает, что сумма, находящаяся на счете по восстанавливаемому вкладу в Сбербанке России, перечисляется Государственному депозитарию, счет закрывается и сберегательная книжка аннулируется.

Из этого следует, что Государственный депозитарий производит записи о величине номинала сберегательного обязательства и о проведенных операциях лишь на основании сберегательной книжки вкладчика без наличия первичных документов, подтверждающих их достоверность. Это может привести к увеличению государственного долга в результате возможного отражения недостоверных данных в предъявляемых документах.

Государственный депозитарий может выдать сберегательное обязательство только при наличии первичных документов. Однако в этом случае владелец восстанавливаемого вклада не сможет предъявить сберегательную книжку, так как при закрытии счета сберегательная книжка в обязательном порядке отбирается у вкладчика, погашается и приобщается к документам по закрытому счету.

Кроме того, перечислить средства в Государственный депозитарий Сбербанк России сможет только но поручению вкладчика (его представителя или наследника). Самостоятельно осуществить перевод суммы вклада Сбербанк России не имеет права.

Одновременно следует отметить, что после перечисления Государственному депозитарию суммы, находящейся на счете по восстанавливаемому вкладу в Сбербанке России, вкладчик лишается права в течение длительного времени (25 лет) распоряжаться суммой вклада. Он может получать только начисленные проценты либо продать свое обязательство. Это значительно ущемляет интересы вкладчика.

10. Механизм взаимодействия цепочки: Сбербанк России - Государственный депозитарий - отделения депозитария в проекте Закона не прописан. Непонятно, каким образом, в какие сроки и на основании чего учреждения Сбербанка России будут предоставлять депозитарию для осуществления возложенных на него функций необходимые сведения по счетам вкладчиков, чьи вклады подлежат восстановлению. Кроме того, не установлено, какие именно права закрепляются сберегательным обязательством.

К тому же для создания системы Государственного депозитария целевых долговых обязательств Российской Федерации и его структурных подразделений на местах потребуются значительные бюджетные расходы, что вряд ли возможно в ближайшее время. Учитывая размер средств, необходимых для обслуживания государственного долга, создание этой структуры является нецелесообразной. Средства, необходимые для создания и функционирования депозитария, предпочтительней направить на выплату компенсации по вкладам.

В соответствии с Федеральным законом О государственном внутреннем долге Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3877-1 Правительство Российской Федерации может определить уполномоченного по обслуживанию государственного внутреннего долга.

Реализацию предусматриваемых мер возможно осуществить через сеть учреждений Сбербанка России, располагающих всей информацией по гарантированным сбережениям.

11. Предлагаемые методы расчета доходов по восстанавливаемым вкладам не учитывают проведенных мероприятий по компенсации обесценившихся вкладов, внесенных в период до 20 июня 1991 года в Сбербанк России и включенных в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации.

12. Законопроект предусматривает организацию вторичного рынка выпускаемых ценных бумаг. В современных условиях это окажет самое негативное влияние на еще слабый фондовый рынок России и не приведет к решению главной задачи - компенсации гражданам их потерь, вызванных ростом цен и обесцениванием вложенных средств. Практически будут созданы условия для скупки за бесценок государственных обязательств и обогащения в будущем различных банковских и финансовых структур и недовольства населения.

13. Статьей 10 законопроекта предложено установить фиксированный доход по сберегательным обязательствам в размере 9 процентов годовых и более. Однако дореформенные сбережения хранились на двух видах вкладов: до востребования и срочном. В настоящее время процентная ставка по срочному вкладу выше, чем доход по сберегательному обязательству и составляет 11 процентов годовых.

Приведенный в законопроекте размер доходности не имеет экономического обоснования и, учитывая динамичное состояние финансового рынка, не позволяет определить значение указанного показателя даже на короткий период, тем более на предполагаемые 25 лет. Учитывая, что долговая стоимость единицы номинала сберегательных обязательств уже учитывает рост цен на потребительские товары и услуги, введение дополнительного дохода по сберегательному обязательству нецелесообразно. В связи с изложенным статью 10 предлагается исключить.

14. Согласно статье 13 очередность перевода восстанавливаемых вкладов в сберегательные обязательства устанавливается в соответствии с датой открытия счета по восстанавливаемому вкладу в Сбербанке России. Такое предложение неприемлемо. Учитывая, что восстановлению подлежат более 200 млн. счетов, распределение такого количества счетов по датам открытия потребует значительного времени и больших материальных затрат, поскольку для этой работы придется привлечь значительное количество дополнительных работников.

15. Главным недостатком законопроекта является его огромная стоимость. Согласно прогнозу разработчиков проекта только на обслуживание государственного долга по обесценившимся вкладам потребуется выделение из федерального бюджета 70 млрд. рублей в год при условии, что восстановлены будут только действующие в настоящее время вклады. Однако, учитывая неправомерность такого подхода, сумма, необходимая для обслуживания этого долга, составит, в зависимости от различных экспертных оценок индекса потребительских цен, от 180 до 216 млрд. рублей в год. При этом в представленном законопроекте не указан источник обслуживания государственного долга. Государственный депозитарий эту функцию выполнять не может.

16. Что касается приложения к проекту Закона Порядок установления номинала сберегательного обязательства, то следует отметить, что предложенная в нем процедура установления номинала сберегательного обязательства ввиду ее чрезвычайной сложности, по мнению Сбербанка России, неприемлема для работы.

Исходя из изложенного, Правительство Российской Федерации считает, что данный законопроект вместо того, чтобы регламентировать вопросы, связанные с восстановлением обесценившихся сбережений граждан Российской Федерации, и упорядочить процесс выплаты денежных компенсаций с учетом реальных возможностей федерального бюджета, усложняет решение указанной проблемы.

В связи с тем, что ряд норм проекта Федерального закона О порядке перевода вкладов (депозитов) в Сберегательном банке Российской Федерации в целевые долговые обязательства противоречит действующему федеральному законодательству, Правительство Российской Федерации не поддерживает его принятие в данной редакции.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.ХРИСТЕНКО