Письмо Комитета по международным делам от 03.04.2000 N 3.16-388

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

 

ПИСЬМО

от 3 апреля 2000 г. N 3.16-388

 

Рассмотрев проект Федерального закона О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам, Комитет считает, что указанный Договор в своей основе соответствует интересам Российской Федерации в решении проблем, связанных с уголовными преступлениями.

Вместе с тем Комитет считает необходимым отметить следующее.

1. Российская Федерация 25 октября 1999 года ратифицировала Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 года. Согласно п. 3 ст. 26 указанной Конвенции Договаривающиеся Стороны могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам лишь с целью дополнения положений Конвенции или содействия применению содержащихся в ней принципов.

Дополнительный протокол от 17 марта 1978 года еще более конкретизировал задачи, стоящие перед государствами, заключающими соглашения в развитие Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года. Так, в ст. 9 Протокола говорится, что положения Протокола не наносят ущерба более подробным положениям двусторонних или многосторонних соглашений, заключенных между Договаривающимися Сторонами во исполнение п. 3 ст. 26 Конвенции 1959 года.

Таким образом, указанные Конвенция и Протокол совершенно определенно высказались за дальнейшее развитие Европейской конвенции 1959 года, но при одном важном условии: двусторонние и многосторонние соглашения об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам должны быть более подробными в сравнении с Конвенцией.

Если мы обратимся к Договору между Россией и Испанией, то некоторые его положения не соответствуют указанному выше требованию к такого рода договорам.

Так, согласно ст. 2 Договора с Испанией, в правовой помощи может быть отказано, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету, безопасности и другим существенным интересам либо противоречит основным принципам законодательства и международным обязательствам запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Анализ данной статьи не дает оснований утверждать, что она конкретизирует или уточняет ст. 2 Европейской конвенции от 20 апреля 1959 года. Так, в последней говорится не просто о других существенных интересах, а о других существенно важных интересах страны.

Еще более неопределенным, по нашему мнению, представляется в Договоре с Испанией выражение противоречит основным принципам законодательства.

Такая неопределенность может привести к тому, что запрашиваемая Договаривающаяся Сторона всегда найдет основание для отказа в оказании правовой помощи запрашивающей Договаривающейся Стороне.

2. Российская Сторона, вероятно, должна определиться в принципе при заключении договоров с иностранными государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам относительно центральных органов, которые должны ее представлять при реализации соответствующих договоров о правовой помощи. При ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года и Дополнительного протокола Российская Федерация 25 октября 1999 года сделала, в частности, оговорку, из которой следует, что в качестве таких центральных органов Российскую Федерацию представляют Верховный Суд Российской Федерации, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Генеральная прокуратура - по вопросам, входящим в их компетенцию. В Договоре с Испанией центральными органами для Российской Федерации являются Генеральная прокуратура и Министерство юстиции. Учитывая то, что Договор с Испанией был подписан до ратификации Россией Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года и Дополнительного протокола к ней, представляется целесообразным привести данный Договор в соответствие с Законом о ратификации указанных Конвенции и Дополнительного протокола.

3. Комитет считает целесообразным включить в Постановление Государственной Думы о ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам рекомендацию Правительству Российской Федерации провести переговоры с Правительством Испании о подписании соответствующего протокола к договору, в котором, в частности, следует расширить понятие центральных органов со стороны Российской Федерации, а также включить более детальные положения, касающиеся экономических преступлений, которые шли бы в развитие соответствующих европейских конвенций о правовой помощи по уголовным делам.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть и вопрос о включении в протокол положений, касающихся понятия политические преступления, исходя из того, что законодательство Российской Федерации не содержит понятия политические преступления.

 

Председатель Комитета

Д.О.РОГОЗИН