Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 03.04.2000 N 5.1-745

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 апреля 2000 г. N 5.1-745

 

Направляю замечания и предложения по проекту Федерального закона О внесении изменений в статью 78 Кодекса законов о труде Российской Федерации, внесенному в Государственную Думу Законодательным Собранием Республики Карелия.

 

Заместитель

Начальника Управления

Б.В.МИРОШИН

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 78 КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Названным проектом Федерального закона предлагается установить месячную оплату труда работника (за исключением работников организаций бюджетной сферы), отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не ниже семидесяти процентов уровня средней заработной платы в стране, определяемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Минимальный размер оплаты труда работников организаций бюджетной сферы устанавливается иным федеральным законом.

С нашей точки зрения, концепция названного законопроекта противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в частности Федеральному закону от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации.

Действующая редакция статьи 78 Кодекса законов о труде Российской Федерации устанавливает, что месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера оплаты труда.

Данная норма согласуется с частью третьей статьи 37 Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено, что каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом не говорится, что данная норма относится лишь к работникам бюджетных организаций. Таким образом, подход к установлению минимального размера оплаты труда и его размер должны быть едиными как для работников бюджетной сферы, так и для работников внебюджетных организаций.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона О прожиточном минимуме в Российской Федерации основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации поэтапно повышается до величины прожиточного минимума.

Установление минимального размера оплаты труда для работников внебюджетного сектора (в отличие от работников организаций бюджетной сферы) на уровне семидесяти процентов уровня средней заработной платы в стране в этой связи нельзя признать правомерным.

Вопросы оплаты труда работников внебюджетной сферы регулируются организациями самостоятельно, исходя из финансовых возможностей организации, и должны отражаться непосредственно в коллективных договорах, соглашениях между работниками и работодателями.

 

Начальник отдела

социального законодательства

Н.Ф.ШАРЫМОВ