Письмо Банка России от 06.04.2000 N 016-31/1455

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 апреля 2000 г. N 016-31/1455

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края проект федерального закона О внесении дополнений в Федеральный закон О банках и банковской деятельности и сообщает следующее.

1. Предлагаемые дополнения в статью 22 Федерального закона О банках и банковской деятельности предусматривают необходимость получения кредитной организацией согласия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на открытие филиала, представительства и дополнительного офиса этой кредитной организации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

По нашему мнению, рассматриваемые дополнения противоречат части первой статьи 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Полагаем, что рассматриваемый проект вводит необоснованное препятствие для свободного перемещения услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, что нарушает закрепленный в части первой статьи 74 Конституции Российской Федерации запрет на установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Часть вторая статьи 74 Конституции Российской Федерации устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Однако из представленной пояснительной записки следует, что предусмотренное проектом введение ограничения предпринимательской деятельности кредитных организаций преследует цель ограничения оттока финансовых ресурсов из субъектов Российской Федерации в другие регионы.

Таким образом, предлагаемое ограничение свободного перемещения услуг и финансовых средств не связано с необходимостью обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Часть первая статьи 34 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого субъекта хозяйственной деятельности (в том числе кредитных организаций) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При этом часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации прямо запрещает ограничение прав и свобод, предусмотренных частью 1 статьи 34 Конституцией Российской Федерации.

Вместе с тем представленный законопроект в нарушение конституционных требований наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями на совершение действий, ограничивающих деятельность кредитных организаций и устанавливающих особый режим их функционирования на рынке банковских услуг.

При этом положения законопроекта не содержат перечня конкретных случаев (обстоятельств), при наличии которых органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе ограничивать право кредитных организаций осуществлять банковскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации через свои филиалы, представительства и дополнительные офисы. Данное обстоятельство может привести к произвольному введению со стороны органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации необоснованных ограничений предпринимательской деятельности кредитных организаций.

2. Предлагаемые дополнения в статью 36 Федерального закона О банках и банковской деятельности предусматривают преимущества вкладчиков региональных филиалов кредитных организаций перед остальными вкладчиками этих кредитных организаций, что не соответствуют ряду основополагающих положений Конституции Российской Федерации.

Так, часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации устанавливает важнейший принцип недопустимости привилегий в пользовании правами и свободами граждан.

В свою очередь, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации предусматривает равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и, следовательно, тем самым прямо запрещает ограничение конституционных прав и свобод граждан по признаку проживания в разных регионах Российской Федерации или недостижения пенсионного возраста.

Статья 55 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, в том числе предусматривающих:

- необоснованное ограничение прав и свобод граждан в объеме или действии по кругу лиц;

- сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты.

Одновременно отмечаем, что действующее законодательство, регламентирующее порядок ликвидации кредитных организаций, обеспечивает равную защиту прав и законных интересов физических лиц - кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.

В силу пункта 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица через прохождение процедуры банкротства очередность удовлетворения предъявленных к нему претензий определяется статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая закрепляет принцип соразмерности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Статья 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 49 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций предусматривают первоочередное удовлетворение требований физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации.

Учитывая изложенное, Банк России считает нецелесообразным принятие представленного законопроекта.

 

В.Н.ГОРЮНОВ