Письмо Президента РФ от 27.06.1997 N Пр-1014

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 июня 1997 г. N Пр-1014

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О народных художественных промыслах, принятый Государственной Думой 4 июня 1997 года и одобренный Советом Федерации 11 июня 1997 года.

Анализ Федерального закона свидетельствует, что он лишен какого-либо правового содержания.

Закон состоит из 13 статей. Из них три носят технико-юридический характер (предмет регулирования Федерального закона, правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов, вступление Федерального закона в силу). Еще одна статья посвящена определению понятий.

В оставшихся девяти статьях содержится 16 отсылок к иным нормативным правовым актам - уже принятым федеральным законам (шесть), конкретным отраслям законодательства (две), законодательству вообще (четыре), законодательству субъектов Российской Федерации (две) и актам Правительства Российской Федерации (две).

Все нормативное содержание Федерального закона сводится в конечном итоге к:

определению понятий;

установлению перечня изделий, которые не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов;

определению полномочий Правительства Российской Федерации по двум вопросам - утверждение примерного перечня видов производства и групп изделий художественного промысла и утверждение типового положения о художественно-экспертных советах;

определению полномочий субъектов Российской Федерации по одному вопросу - установление мест традиционного бытования художественных промыслов.

Все эти вопросы не требуют принятия закона и могут быть решены Правительством Российской Федерации в полном объеме.

Кроме того, Федеральный закон входит в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации.

Например, в пункте 3 статьи 5 Федерального закона устанавливается, что подготовка мастеров народных художественных промыслов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации Об образовании.

В данном случае ссылка на Закон Российской Федерации Об образовании несостоятельная, так как после внесения в него в январе 1996 года изменений и дополнений он называется Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании (N 12-ФЗ).

Кроме того, в пункте 3 неудачно сформулирована отсылка в части подготовки мастеров народных художественных промыслов.

Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании не содержит норм и положений, непосредственно устанавливающих порядок подготовки мастеров народных художественных промыслов. По совокупности статьи 3 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании вводятся лишь общие установочные нормы правового регулирования отношений, возникающих в области образования.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона содержатся положения, посвященные защите прав юридических и физических лиц от недобросовестной конкуренции в области народных художественных промыслов. В этом пункте обозначаются какие-то неясные юридические действия (понятия), которые связаны с индивидуализацией юридического лица или индивидуализацией продукции народных художественных промыслов. Федеральный закон определяет, что названные права защищаются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Употребление такой правовой конструкции расходится с Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе нет таких понятий, как индивидуализация юридического лица и индивидуализация продукции народных художественных промыслов. Следует отметить, что в Закон РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках внесены изменения и дополнения. Например, слово РСФСР заменено словами Российская Федерация в соответствующем падеже, поэтому он переименован и называется Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (N 83-ФЗ).

В статье 12 Федерального закона вводится ответственность за его нарушение. В настоящее время ни рассматриваемый Федеральный закон, ни иные законодательные акты Российской Федерации не содержат статей, раскрывающих признаки противоправных деяний и устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о народных художественных промыслах.

Таким образом, Федеральный закон О народных художественных промыслах является типичным примером имитации законотворческой деятельности.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН