ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 1997 г.
N Пр-1014
На основании части
3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный
закон О народных художественных промыслах, принятый Государственной
Думой 4 июня 1997 года и одобренный Советом Федерации 11 июня 1997 года.
Анализ Федерального
закона свидетельствует, что он лишен какого-либо правового содержания.
Закон состоит из 13
статей. Из них три носят технико-юридический характер (предмет регулирования
Федерального закона, правовое регулирование отношений в области народных
художественных промыслов, вступление Федерального закона в силу). Еще одна
статья посвящена определению понятий.
В оставшихся девяти
статьях содержится 16 отсылок к иным нормативным правовым актам - уже принятым
федеральным законам (шесть), конкретным отраслям законодательства (две),
законодательству вообще (четыре), законодательству субъектов
Российской Федерации (две) и актам Правительства Российской Федерации (две).
Все нормативное
содержание Федерального закона сводится в конечном итоге к:
определению
понятий;
установлению
перечня изделий, которые не могут быть отнесены к изделиям художественных
промыслов;
определению
полномочий Правительства Российской Федерации по двум вопросам - утверждение
примерного перечня видов производства и групп изделий художественного промысла
и утверждение типового положения о художественно-экспертных советах;
определению
полномочий субъектов Российской Федерации по одному вопросу - установление
мест традиционного бытования художественных промыслов.
Все эти вопросы не
требуют принятия закона и могут быть решены Правительством Российской Федерации
в полном объеме.
Кроме того,
Федеральный закон входит в противоречие с Гражданским кодексом Российской
Федерации и иными законами Российской Федерации.
Например, в пункте
3 статьи 5 Федерального закона устанавливается, что подготовка мастеров
народных художественных промыслов осуществляется в порядке, предусмотренном
Законом Российской Федерации Об образовании.
В данном случае
ссылка на Закон Российской Федерации Об образовании
несостоятельная, так как после внесения в него в январе 1996 года изменений и
дополнений он называется Федеральный закон О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании (N 12-ФЗ).
Кроме того, в
пункте 3 неудачно сформулирована отсылка в части подготовки мастеров народных
художественных промыслов.
Федеральный закон
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об
образовании не содержит норм и положений, непосредственно устанавливающих
порядок подготовки мастеров народных художественных промыслов. По совокупности
статьи 3 Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации Об образовании вводятся лишь общие установочные
нормы правового регулирования отношений, возникающих в области образования.
В пункте 1 статьи
10 Федерального закона содержатся положения, посвященные защите прав
юридических и физических лиц от недобросовестной конкуренции в области народных
художественных промыслов. В этом пункте обозначаются какие-то неясные
юридические действия (понятия), которые связаны с индивидуализацией
юридического лица или индивидуализацией продукции народных
художественных промыслов. Федеральный закон определяет, что названные
права защищаются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской
Федерации и Законом РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках. Употребление такой правовой конструкции
расходится с Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку в Гражданском
кодексе нет таких понятий, как индивидуализация юридического лица и
индивидуализация продукции народных художественных промыслов.
Следует отметить, что в Закон РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках внесены изменения и дополнения. Например,
слово РСФСР заменено словами Российская Федерация в
соответствующем падеже, поэтому он переименован и называется Федеральный закон
О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (N 83-ФЗ).
В статье 12
Федерального закона вводится ответственность за его нарушение. В настоящее
время ни рассматриваемый Федеральный закон, ни иные законодательные акты
Российской Федерации не содержат статей, раскрывающих признаки противоправных
деяний и устанавливающих ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о народных художественных промыслах.
Таким образом,
Федеральный закон О народных художественных промыслах является
типичным примером имитации законотворческой деятельности.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН