Письмо Комитета по безопасности от 06.04.2000 N 3.15-639

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

 

ПИСЬМО

от 6 апреля 2000 г. N 3.15-639

 

Направляю замечания и предложения по проекту Федерального закона О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

1. Договор предусматривает полную ликвидацию МБР с РГЧ. В то же время решение на развертывание нестратегической ПРО может быть принято в текущем 2000 году. Американская группировка нестратегической ПРО может содержать в ближайшие годы до 600 ракет-перехватчиков. Такого количества достаточно, чтобы существенно снизить эффективность нашего ответного удара.

Уничтожение всех МБР с РГЧ недопустимо. Возможный выход США из Договора по ПРО от 1972 года, планируемое развертывание нестратегической ПРО нарушит стратегическое равновесие, поставит Россию в безвыходное положение.

Только МБР с РГЧ обладают всеми потенциальными возможностями для прорыва противоракетной обороны, поскольку оснащены двигателями разведения боеголовок по индивидуальным целям, их бортовые компьютеры содержат отработанные в процессе испытаний алгоритмы построения боевого оснащения в заданные конфигурации, а большая полезная нагрузка позволяет разместить дополнительно (или взамен части боеголовок) ложные цели, системы помех и т.п.

Все это потребуется нам не для ведения войны, а для сохранения потенциальной возможности нанесения эффективного ответного удара на уровне, необходимом для поддержания стратегического равновесия.

В этой ситуации возникает законный вопрос, почему бы и нам не развернуть систему ПРО. Но и в этой ситуации американцы без всяких затрат противопоставят нам большую группировку МБР с РГЧ (500 ракет Минитмен-Ш), которую они, благодаря особенностям Договора СНВ-2, сохраняют, в отличие от нас, в неприкосновенности.

Таким образом, Договор вынуждает нас уничтожить наиболее экономически выгодные МБР с РГЧ, большей частью жидкостные, и развернуть широкомасштабное производство наиболее дорогостоящих твердотопливных МБР с моноблоком. По существу, Договор втягивает Россию в одностороннюю гонку вооружений с огромными затратами.

2. Анализ показывает, что наиболее серьезным недостатком СНВ-2 для России является радикальная ломка исторически сложившейся структуры наших ядерных сил. В то время как США практически сохраняют свою структуру СЯС, Россия должна более чем вдвое по большинству компонентов без всякой разумности ломать свою структуру СЯС. Предусмотренное Договором резкое увеличение удельного веса морских и авиационных СЯС не оправдано ни стратегическими, ни экономическими, ни географическими условиями.

3. Навязываемая Договором СНВ-2 России гонка вооружений и разоружений чрезвычайно опасна для страны с точки зрения обеспечения контроля государства за состоянием ядерных вооружений, недопущения расползания ядерных технологий и ядерного терроризма. В условиях политической нестабильности, нарастания региональных амбиций неизбежен рост корпоративных, ведомственных, местнических интересов, отхода на второй план общегосударственных целей и задач.

4. С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект с условием, что Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений вступает в силу с момента после:

а) ратификации США Протокола к Договору (СНВ-2) о продлении сроков сокращения стратегических наступательных вооружений по Договору на 5 лет (до 31 декабря 2007 г.),

б) ратификации США документов в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года;

в) принятия США решения об отказе создания и развертывания системы национальной ПРО Соединенных Штатов Америки.

 

Председатель Комитета

А.И.ГУРОВ