Письмо МИД РФ от 07.04.2000 N 12023/гс

 

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 апреля 2000 г. N 12023/гс

 

По просьбе аппарата в оперативном порядке подготовлены и направляются Комментарий к проекту закона Российской Федерации о ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и справка О статусе Подготовительной комиссии организации ДВЗЯИ.

 

Заместитель Министра

Г.МАМЕДОВ

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ

ЗАПРЕЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Статья 1

 

Решение о ратификации Договора означает согласие Государственной Думы на его обязательность для Российской Федерации.

Договор, однако, вступает в силу для России через 180 дней после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми 44 государствами, обладающими ядерными энергетическими и исследовательскими реакторами.

 

Статья 2

 

Определяет положения, на основании которых осуществляется реализация Договора в России. В условиях принятия на себя обязательств не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв в государстве, обладающем ядерным оружием, остается целый комплекс жизненно важных задач по поддержанию ядерного арсенала - для Российской Федерации на уровне, обеспечивающем ее национальную безопасность.

Положения пунктов 1 - 6 содержатся в заявлении пресс-службы Президента Российской Федерации 1999 года, сделанном накануне подписания Договора. В этом же заявления было подчеркнуто, что Россия, если будут поставлены под угрозу ее высшие интересы, использует свое право на выход из Договора для того, чтобы провести все необходимые испытания, которые могли бы потребоваться в случае, если не будет другой возможности подтвердить высокую степень уверенности в безопасности или надежности какого-либо из ключевых видов российского ядерного оружия.

Реализация государственных программ по поддержанию ядерного оружейного комплекса, совершенствованию национальной системы контроля ядерных испытаний, а также работ и мероприятий, связанных с реализацией Договора, возможна только при условии обеспечения их финансирования. При этом России, являющейся ядерной державой, в условиях действия Договора основные финансовые затраты придется нести именно на обеспечение надежности и безопасности ядерного арсенала при непроведении ядерных испытаний.

 

Статья 3

 

Определяет меры, которые требуют решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению выполнения Россией своих обязательств, связанных с реализацией Договора, а также по поддержанию ядерного оружейного комплекса. Эти положения вытекают также из Федеральных законов о ядерном оружии.

При реализации Договора Правительство Российской Федерации руководит обеспечением работ и мероприятий, связанных с ядерным оружейным комплексом, которое осуществляется путем принятия соответствующих целевых программ.

Национальный орган по Договору будет назначен или учрежден в России к моменту вступления его в силу.

С целью создания станций мониторинга на территории России, обеспечения их функционирования, а также решения других вопросов, связанных с реализацией Договора, Правительство Российской Федерации заключает соглашения с Организацией по ДВЗЯИ, а до вступления в силу Договора - с ее Подготовительной комиссией.

Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии надежности и безопасности ядерного боезапаса и возможностях страны по воспроизводству ядерных боеприпасов без проведения полномасштабных ядерных испытаний готовят совместно Минатом России и Минобороны России.

В связи с развертыванием на базе объектов Минобороны России станций Международной системы мониторинга и Национального центра данных России планируется осуществление целого комплекса мероприятий по защите информации.

Ежегодный взнос Российской Федерации в бюджет Организации по Договору определен в соответствии со шкалой взносов ООН и составляет определенный процент от ежегодного бюджета Организации.

 

Статья 4

 

Предоставляет Подготовительной комиссии ее персоналу и делегатам подписавших государств особого правового статуса, привилегий и иммунитетов, необходимых для независимого осуществления ими своих функций в связи с Договором.

 

Статья 5

 

Устанавливает формы и сроки отчетности Правительства Федеральному Собранию по вопросам выполнения Российской Федерацией и другими государствами-участниками обязательств по Договору и ходу реализации российской программы развития ядерного оружейного комплекса.

 

О статусе Подготовительной комиссии Организации Договора

о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

(справка)

 

В соответствии со статьей II Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) учреждается Организация по ДВЗЯИ для достижения объекта и цели Договора, обеспечения осуществления его положений, включая международный контроль за его соблюдением, а также для обеспечения форума для консультаций и сотрудничества между государствами-участниками.

Членами Организации являются все государства-участники Договора. Местопребыванием Организации определена Вена, Австрийская Республика.

В качестве органов Организации будут учреждены: Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат, включающий Международный центр данных.

Расходы на деятельность Организации покрываются государствами-участниками ежегодно в соответствии со шкалой взносов ООН, скорректированной с учетом различий в членском составе ООН и Организации.

Для содействия государствам-участникам в осуществлении Договора, а также Конференции и Исполсовету в выполнении ими своих функций создается Технический секретариат. Технический секретариат осуществляет функции контроля и другие функции, возложенные на него Договором, а также те функции, которые делегируются ему Конференцией или Исполнительным советом, включая подготовку проекта программы и бюджета Организации. Технический секретариат состоит из генерального директора, а также научного, технического и иного персонала, который может потребоваться. Персонал Технического секретариата назначается только из числа граждан государств-участников, исходя из принципа обеспечения минимальной численности персонала и на возможно более широкой географической основе.

Организация, делегаты государств-участников, Исполнительный совет и их персонал пользуются на территории государств-участников такой правоспособностью и такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для осуществления ими своих функций.

Для обеспечения быстрого и эффективного учреждения будущей Организации ДВЗЯИ резолюцией Конференции государств, подписавших Договор, 19 ноября 1996 года учреждена Подготовительная комиссия Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ). Ее местопребыванием также избрана Вена, Австрийская Республика.

Подготовительная комиссия включает представителей всех государств, подписавших Договор.

Расходы на ПК ОДВЗЯИ и ее деятельность, включая расходы Временного технического секретариата (ВТС), покрываются ежегодно всеми подписавшими Договор государствами в соответствии со шкалой взносов ООН, скорректированной с учетом различий между членским составом ООН и составом подписавших государств.

Подготовительная комиссия имеет статус международной организации, наделена правом ведения переговоров и заключения соглашений и другой правоспособностью, какая необходима для осуществления ее функций.

Подготовительная комиссия учреждает ВТС, назначает необходимый персонал, устанавливает правила в отношении собственных расходов и контролирует их выполнение, готовит программы работы и бюджета Организации, разрабатывает проекты соглашений, договоренностей и руководящих принципов, подлежащих заключению будущей Организацией, осуществляет надзор и координацию в отношении разработки, подготовки, технического испытания и до их официального ввода в строй эксплуатации на временной основе Международного центра данных (МЦД) и Международной системы мониторинга (МСМ), осуществляет необходимые приготовления для поддержки инспекций на месте.

Подготовительная комиссия продолжает существовать до завершения первой сессии Конференции государств-участников Договора, готовит заключительный доклад по всем вопросам ее мандата для первой сессии Конференции государств-участников и передает на ней Организации все свои права, активы, финансовые и иные обязательства и функции.

Подготовительная комиссия как международной организации, ее персоналу, а также делегатам подписавших государств предоставляются такие правовой статус, привилегии и иммунитеты, которые необходимы для независимого осуществления ими своих функций.

В период с 1997 по 2000 год в рамках ПК ОДВЗЯИ была проделана большая работа по запуску подготовительного процесса к вступлению в силу Договора: были учреждены Временный технический секретариат, рабочие группы А (по бюджетным и административным вопросам) и Б (по вопросам контроля Договора), принята шкала взносов государств, подписавших Договор, бюджеты Комиссии на 1997 - 2000 годы, начаты работы по созданию МСМ, МЦД, инфраструктуры системы связи и оборудования инспекции на месте, согласованы требования к оборудованию и местам размещения станций МСМ, начата разработка руководящих документов, программы обучения персонала МСМ и МЦД и проработка других вопросов. В октябре 1999 года состоялась Конференция государств-участников по содействию вступлению в силу ДВЗЯИ, подготовка которой была осуществлена Комиссией.

Всего за это время состоялось десять сессий Комиссии и ее рабочих групп.

Бюджет ПК ОДВЗЯИ на 1999 год составил 74,7 млн. долл. США, на 2000 год - 79,9 млн. долл. США. Взнос России в 1999 году составил 995,9 тыс. долл. США (1,5%); на 2000 год он ориентировочно составит 861,851 долл. США (1,1%). В целом начиная с 1997 года взносы России в ПК ОДВЗЯИ составили около 3,7 млн. долл. США. При этом из бюджета Организации на создание российского сегмента механизма проверки соблюдения ДВЗЯИ уже выделено более 7 млн. долл. США.