Письмо Комитета СФ ФС РФ по вопросам социальной политики от 10.05.2000 N 3.4-31/403

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

ПИСЬМО

от 10 мая 2000 г. N 3.4-31/403

 

Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики рассмотрел в соответствии с выпиской из протокола N 16 заседания Совета Государственной Думы от 4 апреля 2000 года проект Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год, внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2000 год сбалансирован по доходам и расходам в сумме 319131,0 млн. рублей.

Объем поступлений страховых взносов в доход бюджета Фонда определен исходя из прогноза Минэкономики России по фонду заработной платы наемных работников на 2000 год в сумме 1220,0 млрд. рублей.

Поступления от страховых взносов проектируются в сумме 276,6 млн. рублей и составят 86,7 процента от доходов Фонда в 2000 году.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что поступление страховых взносов в доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации рассчитано с учетом среднегодового уровня сбора на уровне 86,6 процентов против 78 процентов, предусмотренных бюджетом 1999 года, т.е. на 8,6 процентных пункта выше. В этой связи Комитет обращает внимание на то обстоятельство, что в доходной части проекта бюджета Фонда в сумме поступлений за счет страховых взносов учтена мобилизация просроченной задолженности в сумме 23000,0 млн. рублей. Таким образом, фактический уровень текущих платежей составит 79,4 процента, при том, что на сегодняшний день около 95 процентов работающих граждан внесены в базу данных персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

В доходную часть проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации включены поступления из федерального бюджета в сумме 26,8 млрд. рублей. На погашение задолженности перед Фондом по выплате пенсий и пособий за 1997 - 1998 годы предусмотрено 1,8 млрд. рублей.

Средства от реализации гуманитарной помощи исходя из объемов, определенных Федеральным законом О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год, направляемые на покрытие дефицита бюджета Фонда, установлены в сумме 13,3 млрд. рублей.

Норматив оборотных денежных средств определен в сумме 11,09 млрд. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1998 года N 1146 О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса государственным внебюджетным фондам Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса предоставлена рассрочка на 5 лет погашения задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме до 10 млрд. рублей. Установлено, что погашение указанной задолженности осуществляется ежемесячно равными долями, начиная с 1 января 2000 года с взиманием процентов по обслуживанию долга в размере 5 процентов годовых.

Поступления от реструктуризации указанной задолженности в доходной части проекта бюджета Фонда не отражены.

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 37-ФЗ О внесении изменения в Закон Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установлен дополнительный тариф страховых взносов в размере 14 процентов. Средства, поступающие по дополнительному тарифу, в доходной части бюджета Фонда также не отражены.

Расходы по доставке и пересылке трудовых пенсий в сумме 4,1 млрд. рублей предусматривается финансировать за счет страховых взносов.

На содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации (без учета службы по персонифицированному учету) в 2000 планируется направить 3,7 млрд. рублей или 1,16 процента от общих расходов бюджета Фонда. С учетом содержания служб по персонифицированному учету плательщиков страховых взносов указанная сумма превысит 5,6 млрд. рублей, а доля затрат на содержание Фонда возрастет до 1,8 процента от общих расходов бюджета Фонда. Кроме того, в соответствии со статьей 10 проекта Федерального закона фактически поступившие в 2000 году страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 1,5 процента запланировано направить на финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов.

В связи с этим Комитет констатирует тенденцию к возрастанию из года в год как абсолютных, так и относительных (к общей сумме затрат) расходов на содержание Фонда. В 2000 году они возрастут по сравнению с 1999 годом в 1,7 раза.

Затраты на оплату труда работников Фонда в 2000 году возрастут по сравнению с 1999 годом в 1,39 раза, т.е. почти на 40 процентов, тогда как в соответствии с Федеральным законом О федеральном бюджете на 2000 год оплату труда работников организаций бюджетной сферы запланировано увеличить только на 20 процентов.

Кроме того, 244,0 млн. рублей в текущем году предполагается направить на капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров по персонифицированному учету согласно Федеральному закону Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования. В бюджете Фонда на 1999 год по этой же статье расходов запланировано использовать 250,0 млн. рублей. Таким образом, только в 1999 - 2000 годах на вышеобозначенные цели планируется направить почти полмиллиарда рублей.

Свыше 164 млн. рублей предполагается направить на совершенствование автоматизированных рабочих мест уполномоченных, в том числе на покупку новых компьютеров взамен успевших морально устареть. С учетом численности уполномоченных в отделениях и в Единых пенсионных службах - 13928 человек; только на переоснащение рабочего места уполномоченного планируется израсходовать примерно 12 тыс. рублей, при том, что расходы на выплату пенсии одного пенсионера в 2000 году составят примерно 7 тыс. рублей.

В целях формирования базы данных для проведения актуарных расчетов в бюджете Пенсионного фонда Российской федерации на 2000 год предусматриваются расходы в сумме 220,0 млн. рублей, в том числе на разработку единого программного обеспечения для работы с пенсионными делами, на разработку программного обеспечения для формирования отчета о численности пенсионеров и назначенных им пенсий, на статистическое обследование состава и численности пенсионеров.

Расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования предусмотрены в размере 24,5 млн. рублей.

В соответствии со статьей 9 проекта Федерального закона в 2000 году предусматривается направлять полученные в результате осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации средства в размере до 3 млрд. рублей на финансирование расходов, необходимых для улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения. Комитет в связи с этим считает необходимым отметить, что достаточных правовых оснований для принятия такого решения нет, поскольку в соответствии с действующим законодательством средства на выплату пенсий имеют строго целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели.

Учитывая все вышеизложенное, Комитет данный законопроект не поддерживает.

 

Член Совета Федерации

Председатель Комитета

В.А.ТОРЛОПОВ