ФЕДЕРАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 10 мая 2000 г. N
3.4-31/403
Комитет Совета
Федерации по вопросам социальной политики рассмотрел в соответствии с выпиской
из протокола N 16 заседания Совета Государственной Думы от 4 апреля 2000 года
проект Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2000 год, внесенный в Государственную Думу Правительством
Российской Федерации, и сообщает следующее.
Бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2000 год сбалансирован по доходам
и расходам в сумме 319131,0 млн. рублей.
Объем поступлений
страховых взносов в доход бюджета Фонда определен исходя из прогноза
Минэкономики России по фонду заработной платы наемных работников на 2000 год в
сумме 1220,0 млрд. рублей.
Поступления от
страховых взносов проектируются в сумме 276,6 млн. рублей и составят 86,7
процента от доходов Фонда в 2000 году.
В пояснительной
записке к законопроекту указывается, что поступление страховых взносов в доходы
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации рассчитано с учетом
среднегодового уровня сбора на уровне 86,6 процентов против 78 процентов,
предусмотренных бюджетом 1999 года, т.е. на 8,6 процентных пункта выше. В этой
связи Комитет обращает внимание на то обстоятельство, что в доходной части
проекта бюджета Фонда в сумме поступлений за счет страховых взносов учтена
мобилизация просроченной задолженности в сумме 23000,0 млн. рублей. Таким
образом, фактический уровень текущих платежей составит 79,4 процента, при том,
что на сегодняшний день около 95 процентов работающих граждан внесены в базу
данных персонифицированного учета в системе государственного пенсионного
страхования.
В доходную часть
проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации включены поступления из
федерального бюджета в сумме 26,8 млрд. рублей. На погашение задолженности
перед Фондом по выплате пенсий и пособий за 1997 - 1998 годы предусмотрено 1,8
млрд. рублей.
Средства от реализации гуманитарной помощи исходя из объемов, определенных
Федеральным законом О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на
1999 год, направляемые на покрытие дефицита бюджета Фонда, установлены в
сумме 13,3 млрд. рублей.
Норматив оборотных
денежных средств определен в сумме 11,09 млрд. рублей.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 октября 1998 года N 1146 О
порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности
сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций
агропромышленного комплекса государственным внебюджетным фондам Российской
Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и
организациям агропромышленного комплекса предоставлена рассрочка на 5 лет
погашения задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации в
сумме до 10 млрд. рублей. Установлено, что
погашение указанной задолженности осуществляется ежемесячно равными долями,
начиная с 1 января 2000 года с взиманием процентов по обслуживанию долга в
размере 5 процентов годовых.
Поступления от
реструктуризации указанной задолженности в доходной части проекта бюджета Фонда
не отражены.
В соответствии с
Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 37-ФЗ О внесении изменения
в Закон Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской
Федерации для работодателей - организаций, использующих труд членов
летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установлен дополнительный
тариф страховых взносов в размере 14 процентов. Средства, поступающие по
дополнительному тарифу, в доходной части бюджета Фонда также не отражены.
Расходы по доставке
и пересылке трудовых пенсий в сумме 4,1 млрд. рублей предусматривается
финансировать за счет страховых взносов.
На содержание
органов Пенсионного фонда Российской Федерации (без учета службы по
персонифицированному учету) в 2000 планируется направить 3,7 млрд. рублей или
1,16 процента от общих расходов бюджета Фонда. С учетом содержания служб по
персонифицированному учету плательщиков страховых взносов указанная сумма
превысит 5,6 млрд. рублей, а доля затрат на содержание Фонда возрастет до 1,8
процента от общих расходов бюджета Фонда. Кроме того, в соответствии со статьей
10 проекта Федерального закона фактически поступившие в 2000 году страховые
взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих
труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 1,5
процента запланировано направить на финансовое и материально - техническое
обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов.
В связи с этим Комитет
констатирует тенденцию к возрастанию из года в год как абсолютных, так и
относительных (к общей сумме затрат) расходов на содержание Фонда. В 2000 году
они возрастут по сравнению с 1999 годом в 1,7 раза.
Затраты на оплату
труда работников Фонда в 2000 году возрастут по сравнению с 1999 годом в 1,39
раза, т.е. почти на 40 процентов, тогда как в соответствии с Федеральным
законом О федеральном бюджете на 2000 год оплату труда работников
организаций бюджетной сферы запланировано увеличить только на
20 процентов.
Кроме того, 244,0
млн. рублей в текущем году предполагается направить на капитальные вложения и
проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров по
персонифицированному учету согласно Федеральному закону Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
страхования. В бюджете Фонда на 1999 год по этой же статье расходов
запланировано использовать 250,0 млн. рублей. Таким образом, только в 1999 -
2000 годах на вышеобозначенные цели планируется
направить почти полмиллиарда рублей.
Свыше 164 млн.
рублей предполагается направить на совершенствование автоматизированных рабочих
мест уполномоченных, в том числе на покупку новых компьютеров взамен успевших
морально устареть. С учетом численности уполномоченных в отделениях и в Единых
пенсионных службах - 13928 человек; только на переоснащение рабочего места
уполномоченного планируется израсходовать примерно 12 тыс. рублей, при том, что
расходы на выплату пенсии одного пенсионера в 2000 году составят примерно 7
тыс. рублей.
В целях
формирования базы данных для проведения актуарных расчетов в бюджете
Пенсионного фонда Российской федерации на 2000 год предусматриваются расходы в
сумме 220,0 млн. рублей, в том числе на разработку единого программного
обеспечения для работы с пенсионными делами, на разработку программного
обеспечения для формирования отчета о численности пенсионеров и назначенных им
пенсий, на статистическое обследование состава и численности пенсионеров.
Расходы на
международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования предусмотрены
в размере 24,5 млн. рублей.
В
соответствии со статьей 9 проекта Федерального закона в 2000 году
предусматривается направлять полученные в результате осуществления
дополнительных мер по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской
Федерации средства в размере до 3 млрд. рублей на финансирование расходов,
необходимых для улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в
государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального
обслуживания населения. Комитет в связи с
этим считает необходимым отметить, что достаточных правовых оснований для
принятия такого решения нет, поскольку в соответствии с действующим
законодательством средства на выплату пенсий имеют строго целевое назначение и
не могут быть использованы на другие цели.
Учитывая все
вышеизложенное, Комитет данный законопроект не поддерживает.
Член Совета
Федерации
Председатель
Комитета
В.А.ТОРЛОПОВ