Письмо Президента РФ от 20.05.2000 N Пр-1040

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 мая 2000 г. N Пр-1040

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об обороне, представленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 апреля 2000 г.

 

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ

 

Проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об обороне (далее именуется - проект) вызывает возражение по следующим основаниям.

1. Проектом предлагается внести изменения в подпункт 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона Об обороне и законодательно закрепить положение, согласно которому Президент Российской Федерации принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения, в том числе и не по их предназначению, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Однако в соответствии с частью 2 статьи 87 и статьей 88 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе о введении военного или чрезвычайного положения. Сообщение палатам Федерального Собрания о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач Конституцией Российской Федерации не предусмотрено.

Указанное изменение вступает в противоречие и с подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона Об обороне. В соответствии с этим подпунктом Президент Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий.

В соответствии с указанной нормой Федерального закона Об обороне приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий Президент Российской Федерации отдает без какого-либо сообщения палатам Федерального Собрания.

Таким образом, предлагаемое проектом изменение в подпункт 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона Об обороне не соответствует Конституции Российской Федерации и другим нормам Федерального закона Об обороне.

2. Проектом предусматривается внесение изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона Об обороне, предоставляющее Совету Федерации полномочия по утверждению указов Президента Российской Федерации о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач, в том числе не по их предназначению, в срок не позднее 72 часов с момента издания соответствующих указов.

Таким образом, Советом Федерации фактически будут утверждаться все решения Президента Российской Федерации о применении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Указанная норма не соответствует другим нормам Федерального закона Об обороне и нарушает его логику. Это связано с тем, что данным Федеральным законом в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается различный порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к решению задач.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона Об обороне Президент Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий.

На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 этого Федерального закона Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению.

Необходимо отметить также, что в соответствии с пунктом г части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится только решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Каких-либо иных конституционных полномочий, связных с решением вопроса об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Совет Федерации не имеет.

Таким образом, рассматриваемое изменение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона Об обороне не соответствует Конституции Российской Федерации и другим нормам Федерального закона Об обороне, а также не отвечает интересам обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку затрудняет применение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, в том числе и с применением ракетно-ядерного оружия.

4. Проектом предусматривается внесение изменений в статью 19 Федерального закона Об обороне в части, касающейся закрепления понятий военное положение и чрезвычайное положение и оснований их введения. Однако в соответствии со статьями 87 и 88 Конституции Российской Федерации военное положение и чрезвычайное положение и основания их введения определяются федеральными конституционными законами, проекты которых в настоящее время разрабатываются. Соответствующие изменения в Федеральный закон Об обороне должны быть внесены после принятия указанных федеральных конституционных законов.

Предлагаемые в проекте изменения в статью 19 Федерального закона Об обороне, связанные с ведением боевых действий Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, также не могут быть поддержаны, поскольку вступают в противоречие с подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 этого Федерального закона, а также не учитывают все варианты развития событий в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации.

С учетом изложенного Президентом Российской Федерации проект не поддерживается.