ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 1997 г.
N Пр-1019
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон Об избрании народных заседателей федеральных судов
общей юрисдикции, принятый Государственной Думой 14 мая 1997 г. и
одобренный Советом Федерации 10 июня 1997 г., так как считаю, что он не в
полной мере реализует конституционное право граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия, установленное частью 5 статьи 32
Конституции Российской Федерации. В силу положений статей 3 -
6 и 8 представленного Федерального закона указанное право преобразуется в
пассивное право граждан быть выдвинутыми кандидатами в народные заседатели, то
есть решение вопроса об их участии в отправлении правосудия фактически
передается органам местного самоуправления, собраниям и конференциям
военнослужащих, а также законодательным (представительным) органам субъектов
Российской Федерации.
Кроме того,
предложенная этим Федеральным законом концепция в части наделения субъектов
Российской Федерации полномочиями в области формирования федеральных судов
противоречит пункту г статьи 71 Конституции Российской Федерации,
относящему этот вопрос к ведению Российской Федерации. Считаю, что весь процесс
выдвижения и избрания народных заседателей должен быть урегулирован федеральным
законом и осуществляться от имени Российской Федерации. Поскольку федеральным
законодательством ни один из федеральных органов государственной власти не
наделен полномочиями по формированию института народных (а равно присяжных и
арбитражных) заседателей, единственным субъектом, обладающим правом реализовать
предметы ведения Российской Федерации согласно части 1 статьи 3 Конституции
Российской Федерации, являются граждане России.
В связи с этим
представляется, что формирование института народных заседателей должно
основываться на принципиально иной концепции, соответствующей требованиям
Конституции Российской Федерации. Предложения такого характера были изложены в
нашем заключении, направленном в Государственную Думу Федерального Собрания
письмом от 3 апреля 1997 г. N Пр-441, однако они не были рассмотрены
Государственной Думой при обсуждении законопроекта.
Б.ЕЛЬЦИН