Письмо Банка России от 26.06.2000 N 01-31/2793

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 июня 2000 г. N 01-31/2793

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВАЛЮТНОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ

И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле и Федеральный закон О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики (в части расширения понятия текущей валютной операции), внесенный депутатом Государственной Думы Глазьевым С.Ю. (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы от 18.05.2000 N 24), и сообщает следующее.

Сокращение сроков текущих валютных операций при предоставлении отсрочки платежа по экспортно - импортным операциям со 180 до 90 дней, которое было продиктовано необходимостью обеспечения поступления в страну валютной выручки в объемах, достаточных для реализации основных целей государственной денежно - кредитной политики, в целом благоприятно сказалось на ситуации на внутреннем валютном рынке.

Федеральным законом О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики (пункт 3 статья 20) было предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок должно разработать по согласованию с Банком России порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Именно в данном порядке и должны были учитываться особенности поставки различных видов товаров, в том числе - машинотехнической продукции. Однако до настоящего времени указанный порядок разработан не был. Банк России неоднократно обращался в Правительство Российской Федерации (письма Банка России N 01-12/292 от 15.03.1999, N 01-12/623 от 01.06.1999 и т.д.), а также направлял в адрес Министерства торговли Российской Федерации (письма Банка России N 014-12-1/124 от 12.01.1999, N 014-12-1/381 от 22.01.1999 и т.д.) конкретные предложения по дифференциации порядка выдачи разрешений на отсрочку платежа с использованием при этом в качестве главного критерия определение по основным товарно - номенклатурным группам (видам товаров) среднестатистических сроков поставки и, прежде всего, машинотехнической продукции.

Кроме того, в целях сокращения объема лицензионной работы и сроков рассмотрения заявок на получение разрешений предлагалось использовать не только разрешительный, но и регистрационный, уведомительный, а в отдельных случаях и свободный порядок проведения сделок, а также расширить круг федеральных органов исполнительной власти, выдающих разрешения по единой методологии, которая была бы разработана Минторгом России. Однако предложения Банка России учтены не были.

В связи с этим считаем целесообразным в настоящее время ускорить принятие Правительством Российской Федерации указанного нормативного правового акта, учитывающего специфика расчетов в зависимости от товарно - номенклатурных групп, а представленный проект Федерального закона - отклонить.

В пункте 2 статьи 1 проекта предусмотрено отнесение к текущим валютным операциям перевода иностранной валюты в качестве задатка при проведении международных торгов. Однако согласно статье 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задаток переводится в счет причитающихся по договору купли - продажи платежей за товар. На переводы задатка распространяются те же правила Закона Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле, что и предусмотренные в подпункте а пункта 9 статьи 1 вышеуказанного Закона для расчетов по экспортно - импортным операциям.

В настоящее время нормативные акты Центрального банка Российской Федерации позволяют организациям, имеющим устойчивые коммерческие связи с иностранными контрагентами, открывать счета за пределами Российской Федерации. Согласно Положению Банка России от 22.04.1997 N 436 О порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами - резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств, юридические лица - резиденты в соответствии с формальной процедурой могут получить разрешение на открытие счета для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств. Резидентам также разрешено свободно открывать счета в филиалах российских банков, расположенных на территории иностранных государств (Инструкция Банка России от 24.08.1998 N 76-И Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства). В иных случаях счет за рубежом может быть открыт по специальному разрешению Банка России. В период с 1995 по 2000 год было выдано 144 таких разрешения.

Свободный допуск резидентов к открытию счетов за рубежом не может быть обеспечен эффективным контролем со стороны уполномоченных банков, расположенных в Российской Федерации. В связи с этим принятие предложенной поправки позволит резидентам, открывающим счета в замкнутых валютах за рубежом, впоследствии бесконтрольно конвертировать за пределами Российской Федерации эти средства в свободно конвертируемую валюту, что будет только стимулировать процесс утечки капитала из Российской Федерации. Безусловно, свободное открытие счетов за рубежом будет использоваться недобросовестными резидентами и для отмывания денег, в чем международное сообщество уже сейчас обвиняет Российскую Федерацию.

Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным принятие проекта Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле и Федеральный закон О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики.

 

В.В.ГЕРАЩЕНКО