ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июня 2000 г.
N 01-31/2793
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВАЛЮТНОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ
Центральный
банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О валютном
регулировании и валютном контроле и Федеральный закон О
первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики (в части
расширения понятия текущей валютной операции), внесенный депутатом
Государственной Думы Глазьевым С.Ю. (выписка из протокола заседания Совета
Государственной Думы от 18.05.2000 N 24), и
сообщает следующее.
Сокращение сроков
текущих валютных операций при предоставлении отсрочки платежа по экспортно - импортным операциям со 180 до 90 дней, которое
было продиктовано необходимостью обеспечения поступления в страну валютной
выручки в объемах, достаточных для реализации основных целей государственной
денежно - кредитной политики, в целом благоприятно сказалось на ситуации на
внутреннем валютном рынке.
Федеральным
законом О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой
политики (пункт 3 статья 20) было предусмотрено, что Правительство
Российской Федерации в трехмесячный срок должно разработать по согласованию с
Банком России порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа
на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности). Именно в
данном порядке и должны были учитываться особенности поставки различных видов
товаров, в том числе - машинотехнической продукции.
Однако до настоящего времени указанный порядок разработан не был. Банк России неоднократно обращался в Правительство Российской
Федерации (письма Банка России N 01-12/292 от 15.03.1999, N 01-12/623 от
01.06.1999 и т.д.), а также направлял в адрес Министерства торговли Российской
Федерации (письма Банка России N 014-12-1/124 от 12.01.1999, N 014-12-1/381 от
22.01.1999 и т.д.) конкретные предложения по дифференциации порядка выдачи
разрешений на отсрочку платежа с использованием при этом в качестве
главного критерия определение по основным товарно - номенклатурным группам
(видам товаров) среднестатистических сроков поставки и, прежде всего, машинотехнической продукции.
Кроме того,
в целях сокращения объема лицензионной работы и сроков рассмотрения заявок на
получение разрешений предлагалось использовать не только разрешительный, но и
регистрационный, уведомительный, а в отдельных случаях и свободный порядок
проведения сделок, а также расширить круг федеральных органов исполнительной
власти, выдающих разрешения по единой методологии, которая была бы разработана Минторгом России. Однако
предложения Банка России учтены не были.
В связи с этим
считаем целесообразным в настоящее время ускорить принятие Правительством
Российской Федерации указанного нормативного правового акта, учитывающего
специфика расчетов в зависимости от товарно - номенклатурных групп, а
представленный проект Федерального закона - отклонить.
В пункте 2 статьи 1
проекта предусмотрено отнесение к текущим валютным операциям перевода
иностранной валюты в качестве задатка при проведении международных торгов.
Однако согласно статье 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задаток
переводится в счет причитающихся по договору купли - продажи платежей за товар.
На переводы задатка распространяются те же правила Закона Российской Федерации
О валютном регулировании и валютном контроле, что и предусмотренные
в подпункте а пункта 9 статьи 1 вышеуказанного Закона для расчетов
по экспортно - импортным операциям.
В настоящее время
нормативные акты Центрального банка Российской Федерации позволяют
организациям, имеющим устойчивые коммерческие связи с иностранными
контрагентами, открывать счета за пределами Российской Федерации. Согласно Положению Банка России от 22.04.1997 N 436 О порядке
выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых
юридическими лицами - резидентами для оплаты расходов на содержание их
заграничных представительств, юридические лица - резиденты в соответствии
с формальной процедурой могут получить разрешение на открытие счета для оплаты
расходов на содержание их заграничных представительств. Резидентам также
разрешено свободно открывать счета в филиалах российских банков, расположенных
на территории иностранных государств (Инструкция Банка России от 24.08.1998 N
76-И Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и
имеющих филиалы на территории иностранного государства). В иных случаях
счет за рубежом может быть открыт по специальному разрешению Банка России. В
период с 1995 по 2000 год было выдано 144 таких
разрешения.
Свободный допуск
резидентов к открытию счетов за рубежом не может быть обеспечен эффективным
контролем со стороны уполномоченных банков, расположенных в Российской
Федерации. В связи с этим принятие предложенной поправки позволит резидентам,
открывающим счета в замкнутых валютах за рубежом, впоследствии бесконтрольно
конвертировать за пределами Российской Федерации эти средства в свободно
конвертируемую валюту, что будет только стимулировать процесс утечки капитала
из Российской Федерации. Безусловно, свободное открытие счетов за рубежом будет
использоваться недобросовестными резидентами и для отмывания денег,
в чем международное сообщество уже сейчас обвиняет Российскую Федерацию.
Учитывая
изложенное, считаем нецелесообразным принятие проекта Федерального закона
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О
валютном регулировании и валютном контроле и Федеральный закон О
первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики.
В.В.ГЕРАЩЕНКО