ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 июля 2000 г.
N Пр-1467
Направляю
заключение на проект Федерального закона О внесении изменений в статью 2
Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах, принятый
Государственной Думой в первом чтении 24 мая 2000 г.
В.ПУТИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ
2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЫНУЖДЕННЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
Проектом
Федерального закона О внесении изменений в статью 2 Закона Российской
Федерации О вынужденных переселенцах (далее именуется -
законопроект) предусматривается исключить подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Закона
Российской Федерации О вынужденных переселенцах (далее именуется -
Закон).
Согласно
статье 1 Закона вынужденным переселенцем является гражданин Российской
Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его
или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие
реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или
национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку
принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений,
ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений
общественного порядка.
Вынужденными
переселенцами признаются граждане Российской Федерации, вынужденные покинуть
место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на
территорию Российской Федерации либо место жительства на территории одного
субъекта Российской Федерации и прибывшие на территорию другого субъекта
Российской Федерации.
Подпунктом
2 пункта 1 статьи 2 Закона устанавливается, что не может быть признано
вынужденным переселенцем лицо, не обратившееся без уважительных причин с
ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати
месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня
утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской
Федерации.
Реализация
предложения об исключении данного положения Закона приведет к полному изменению
его концепции.
Закон направлен на
предоставление государственной поддержки лицам, покинувшим свое прежнее место
проживания по обстоятельствам, предусмотренным статьей 1 Закона, в целях
обеспечения их обустройства на новом месте жительства.
Так, лица,
получившие свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным
переселенцем, наделяются правами на получение единовременного денежного
пособия, на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев,
на получение питания, на содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к
месту временного поселения, на бесплатные медицинскую и лекарственную помощь
(статья 4 Закона).
После принятия
соответствующим территориальным органом миграционной службы решения о признании
лица вынужденным переселенцем в соответствии со статьей 5 Закона ему
предоставляется статус вынужденного переселенца сроком на пять лет.
В течение
указанного срока вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать
место жительства на территории Российской Федерации или получить направление на
проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом
помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а
также имеет право на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза
багажа к новому месту жительства или к месту пребывания (отдельные категории граждан имеют право
на бесплатные проезд и провоз багажа).
Кроме того,
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включают
вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья, строительство
(приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета,
средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета;
предоставляют безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья;
оказывают содействие в устройстве детей в дошкольные, общеобразовательные
учреждения, учреждения начального и профессионального образования, а также в
переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования на места,
обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета;
оказывают содействие в возвращении оставленного им на территории Российской
Федерации имущества, находящегося в его собственности, либо выплачивают
компенсацию за данное имущество; содействуют реализации прав вынужденного
переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и
повышение квалификации; регистрируют вынужденного переселенца в качестве
безработного и так далее.
Предполагается, что
по истечении указанного периода времени вынужденные переселенцы могут и должны
самостоятельно обеспечивать свое существование на равных с другими гражданами
условиях. Снятие временных ограничений срока обращения приведет к тому, что за
предоставлением статуса вынужденного переселенца смогут обратиться те, кто
переселился до принятия Закона.
Финансирование
социальных выплат и льгот, предоставляемых вынужденным переселенцам,
осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако в финансово-экономическом
обосновании законопроекта указываются не все виды предоставляемых льгот.
Кроме того,
неизвестна численность той категории граждан, которые много лет назад сменили
место проживания на территории Российской Федерации и смогут получить право на
использование государственной поддержки в случае принятия законопроекта.
На основании
изложенного считаю, что законопроект необходимо снять с дальнейшего
рассмотрения.
ВОЗРАЖЕНИЯ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
(N ПР-1467 ОТ 12
ИЮЛЯ 2000 Г.)
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 2 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЫНУЖДЕННЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
1. Заключение на
70% состоит из текста Закона РФ О вынужденных переселенцах.
2. Утверждение о
том, что реализация предложенного изменения приведет к изменению концепции
Закона РФ О вынужденных переселенцах, ничем не подтверждено и не
обоснованно.
3. Утверждение о
том, что после снятия сроков обращения за предоставлением статуса смогут
обращаться люди, переселившиеся в Россию до принятия Закона РФ О
вынужденных переселенцах, справедливо. Однако оно не несет в себе ничего
противоречащего концепции и смыслу Закона. Если люди могут свободно
передвигаться по территории России, в частности на общих основаниях вернуться в
места прошлого проживания, не находятся под угрозой насилия, то под определение
ст. 1 Закона РФ О вынужденных переселенцах они не подходят. Их
ходатайство о предоставлении статуса вынужденного переселенца не будет
зарегистрировано, да едва ли им придет в голову и подавать такое ходатайство.
4. С другой
стороны, если гражданин РФ выехал на временное жительство в другой регион более, чем на год, и в течение этого периода в местах его
постоянного проживания (на территории РФ или вне ее) произошло что-то, что
мешает ему вернуться и дает реальные основания опасаться насилия или
преследований, то нет никаких причин лишать его поддержки государства.
5. Люди,
обустроившиеся на новом месте и находящиеся в условиях, равных условиям
остальных жителей региона, не могут считаться вынужденными переселенцами,
поскольку регион стал уже местом их постоянного проживания, где их никто не
преследует.
6.
Финансово-экономическое обоснование учитывает реальные затраты государства на
вынужденных переселенцев. Было бы нелепо вести подсчеты затрат по статьям,
которые не финансируются.
7. Из заключения
видно, что снятие месячного срока подачи ходатайства о предоставлении статуса
вынужденного переселенца после принятия гражданства РФ беженцем не вызывает
возражений.