Письмо Президента РФ от 12.07.2000 N Пр-1467

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 июля 2000 г. N Пр-1467

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах, принятый Государственной Думой в первом чтении 24 мая 2000 г.

 

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ

 

Проектом Федерального закона О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах (далее именуется - законопроект) предусматривается исключить подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации О вынужденных переселенцах (далее именуется - Закон).

Согласно статье 1 Закона вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденными переселенцами признаются граждане Российской Федерации, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на территорию Российской Федерации либо место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывшие на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона устанавливается, что не может быть признано вынужденным переселенцем лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

Реализация предложения об исключении данного положения Закона приведет к полному изменению его концепции.

Закон направлен на предоставление государственной поддержки лицам, покинувшим свое прежнее место проживания по обстоятельствам, предусмотренным статьей 1 Закона, в целях обеспечения их обустройства на новом месте жительства.

Так, лица, получившие свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, наделяются правами на получение единовременного денежного пособия, на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, на получение питания, на содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения, на бесплатные медицинскую и лекарственную помощь (статья 4 Закона).

После принятия соответствующим территориальным органом миграционной службы решения о признании лица вынужденным переселенцем в соответствии со статьей 5 Закона ему предоставляется статус вынужденного переселенца сроком на пять лет.

В течение указанного срока вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации или получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также имеет право на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания (отдельные категории граждан имеют право на бесплатные проезд и провоз багажа).

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета; предоставляют безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья; оказывают содействие в устройстве детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования на места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета; оказывают содействие в возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности, либо выплачивают компенсацию за данное имущество; содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации; регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного и так далее.

Предполагается, что по истечении указанного периода времени вынужденные переселенцы могут и должны самостоятельно обеспечивать свое существование на равных с другими гражданами условиях. Снятие временных ограничений срока обращения приведет к тому, что за предоставлением статуса вынужденного переселенца смогут обратиться те, кто переселился до принятия Закона.

Финансирование социальных выплат и льгот, предоставляемых вынужденным переселенцам, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако в финансово-экономическом обосновании законопроекта указываются не все виды предоставляемых льгот.

Кроме того, неизвестна численность той категории граждан, которые много лет назад сменили место проживания на территории Российской Федерации и смогут получить право на использование государственной поддержки в случае принятия законопроекта.

На основании изложенного считаю, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

ВОЗРАЖЕНИЯ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ

(N ПР-1467 ОТ 12 ИЮЛЯ 2000 Г.)

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 2 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ

 

1. Заключение на 70% состоит из текста Закона РФ О вынужденных переселенцах.

2. Утверждение о том, что реализация предложенного изменения приведет к изменению концепции Закона РФ О вынужденных переселенцах, ничем не подтверждено и не обоснованно.

3. Утверждение о том, что после снятия сроков обращения за предоставлением статуса смогут обращаться люди, переселившиеся в Россию до принятия Закона РФ О вынужденных переселенцах, справедливо. Однако оно не несет в себе ничего противоречащего концепции и смыслу Закона. Если люди могут свободно передвигаться по территории России, в частности на общих основаниях вернуться в места прошлого проживания, не находятся под угрозой насилия, то под определение ст. 1 Закона РФ О вынужденных переселенцах они не подходят. Их ходатайство о предоставлении статуса вынужденного переселенца не будет зарегистрировано, да едва ли им придет в голову и подавать такое ходатайство.

4. С другой стороны, если гражданин РФ выехал на временное жительство в другой регион более, чем на год, и в течение этого периода в местах его постоянного проживания (на территории РФ или вне ее) произошло что-то, что мешает ему вернуться и дает реальные основания опасаться насилия или преследований, то нет никаких причин лишать его поддержки государства.

5. Люди, обустроившиеся на новом месте и находящиеся в условиях, равных условиям остальных жителей региона, не могут считаться вынужденными переселенцами, поскольку регион стал уже местом их постоянного проживания, где их никто не преследует.

6. Финансово-экономическое обоснование учитывает реальные затраты государства на вынужденных переселенцев. Было бы нелепо вести подсчеты затрат по статьям, которые не финансируются.

7. Из заключения видно, что снятие месячного срока подачи ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца после принятия гражданства РФ беженцем не вызывает возражений.