ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 июля 2000 г.
N Пр-1489
Направляю
заключение на проект Федерального закона О внесении дополнения в статью
26 Федерального закона Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, представленный в соответствии с
решением Совета Государственной Думы от 16 мая 2000 г.
В.ПУТИН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 26
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
По проекту
Федерального закона О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (далее именуется - проект) имеются следующие замечания
и предложения.
Предлагаемое дополнение
о предоставлении права комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав
возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
не согласуется с нормами международного права. В соответствии со статьей 10
Всеобщей декларации прав человека каждый человек для определения его прав и
обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного
обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было
рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и
беспристрастным судом.
Помещение
несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого
типа предполагает в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (далее именуется - Федеральный закон) ограничение
некоторых прав и свобод: изоляцию, исключающую возможность их ухода с территории
учреждения, круглосуточное наблюдение, охрану территории и другие меры
контроля.
Статьей 22
Конституции Российской Федерации предусмотрено, что арест, заключение под
стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Суду
предоставлено право принимать решение об ограничении
свободы, а также о содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений. Это положение соответствует пункту 4 статьи 5
Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судебная процедура
с соблюдением принципов гласности, независимости судей и других способствует
принятию законных и обоснованных решений, уменьшает количество ошибок. Поэтому
только на основании решения суда граждане могут направляться в учреждения,
являющиеся, по существу, местами ограничения свободы, такие как
приемники-распределители, психиатрические учреждения, а также специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних. На
нормах Конституции Российской Федерации и нормах международного права
основываются положения части 5 статьи 15 Федерального закона, где приведен
исчерпывающий перечень оснований содержания несовершеннолетних в специальных
общеобразовательных школах и профессиональных училищах закрытого типа. Это, в
частности, постановление судьи или приговор суда.
Учитывая изложенное, представленный проект, как не соответствующий
нормам международного права и законодательству Российской Федерации, не может
быть рекомендован к рассмотрению.