Письмо Президента РФ от 15.07.2000 N Пр-1489

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 июля 2000 г. N Пр-1489

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 мая 2000 г.

 

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ

В СТАТЬЮ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ

ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

По проекту Федерального закона О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее именуется - проект) имеются следующие замечания и предложения.

Предлагаемое дополнение о предоставлении права комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не согласуется с нормами международного права. В соответствии со статьей 10 Всеобщей декларации прав человека каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа предполагает в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее именуется - Федеральный закон) ограничение некоторых прав и свобод: изоляцию, исключающую возможность их ухода с территории учреждения, круглосуточное наблюдение, охрану территории и другие меры контроля.

Статьей 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Суду предоставлено право принимать решение об ограничении свободы, а также о содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это положение соответствует пункту 4 статьи 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Судебная процедура с соблюдением принципов гласности, независимости судей и других способствует принятию законных и обоснованных решений, уменьшает количество ошибок. Поэтому только на основании решения суда граждане могут направляться в учреждения, являющиеся, по существу, местами ограничения свободы, такие как приемники-распределители, психиатрические учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних. На нормах Конституции Российской Федерации и нормах международного права основываются положения части 5 статьи 15 Федерального закона, где приведен исчерпывающий перечень оснований содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах и профессиональных училищах закрытого типа. Это, в частности, постановление судьи или приговор суда.

Учитывая изложенное, представленный проект, как не соответствующий нормам международного права и законодательству Российской Федерации, не может быть рекомендован к рассмотрению.