Письмо Президента РФ от 20.07.2000 N Пр-1504

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 июля 2000 г. N Пр-1504

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 28 июня 2000 г. и одобренный Советом Федерации 7 июля 2000 г. Федеральный закон О холдингах (далее именуется - Федеральный закон).

При разработке Федерального закона четко не была определена экономическая и юридическая цель создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего закон содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено. Кроме того, отдельные положения Федерального закона противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона холдинговые отношения возникают при наличии, в частности, преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или товариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихся, хозяйственными обществами или товариществами (имущественный холдинг), с оформлением путем внесения записи в реестр акционеров или в устав участника холдинга о владении головной компанией акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав акционерного общества - участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания.

Необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации отношения между хозяйственными обществами (товариществами) и их акционерами (участниками) являются обязательственными, а не имущественными, поэтому использование как в названной статье, так и в тексте Федерального закона термина имущественный холдинг является неверным.

В соответствии с Федеральным законом О рынке ценных бумаг права акционера могут подтверждаться не только внесением соответствующих записей в реестр акционеров, но также и на основании записи по счету депо.

Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 3 Федерального закона холдинговые отношения могут возникнуть, если руководящие органы головной компании способны определять состав или решения руководящих органов других юридических лиц. Однако неясно, что следует понимать под способностью определять решения руководящих органов и каким образом руководящие органы головной компании могут определять решения руководящих органов, например решения генерального директора самостоятельного юридического лица.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона предусматривается, что его действие распространяется в том числе на холдинги, созданные на территории Российской Федерации до вступления Федерального закона в силу. Таким образом, данная норма Федерального закона придает ему обратную силу, при этом в Федеральном законе не устанавливается никаких переходных положений, а также не определяется срок приведения учредительных документов уже существующих холдингов в соответствие с нормами Федерального закона.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона головная компания может входить в состав финансово-промышленной группы только вместе с другими участниками холдинга. Абсолютно неясно, каким образом один холдинг, признаваемый в соответствии со статьей 3 Федерального закона совокупностью юридических лиц, может входить в состав другого холдинга (финансово-промышленной группы). Кроме того, непонятно, почему дочерние хозяйственные общества могут входить в состав только того холдинга, в который входит основное хозяйственное общество, и какие холдинговые отношения возникают в данном случае.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона головной компании запрещается изъятие активов участника холдинга до суммы, меньшей размера его уставного капитала. Таким образом, данной нормой Федерального закона фактически допускается возможность изъятия головной компанией имущества (активов) из частной собственности юридического лица, что нарушает права других акционеров и участников хозяйственных обществ и товариществ и противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральным законам Об акционерных обществах и Об обществах с ограниченной ответственностью, предоставляющим акционерам акционерных обществ и участникам обществ с ограниченной ответственностью право на получение только части прибыли пропорционально их доли в уставном капитале.

Статьями 7 и 8 Федерального закона вводится государственная регистрация холдингов, в ряде случаев обязательная. Если в Федеральном законе О финансово-промышленных группах государственная регистрация обусловлена, в частности, возможностью предоставления мер государственной поддержки финансово-промышленных групп, то введение Федеральным законом государственной регистрации холдингов без установления каких-либо правовых последствий наличия или отсутствия такой регистрации лишено смысла.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона холдинг считается созданным с момента возникновения хотя бы между двумя его участниками холдинговых отношений. Таким образом, холдинг будет считаться созданным независимо от того, прошел он государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом или нет.

Статьей 13 Федерального закона предусматривается возможность создания государственного холдинга на основе передачи в управление хозяйственному обществу с преобладающим участием государства в уставном капитале этого общества находящихся в государственной собственности акций. Данной редакцией указанной статьи Федерального закона не определяются правомочия одного акционерного общества, объединяемые понятием управление, в отношении акций другого акционерного общества.

Следует также отметить, что согласно названной статье Федерального закона государственным холдингом признается головная компания, созданная путем внесения в ее уставный капитал находящихся в государственной собственности пакетов акций акционерных обществ. Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческая организация является собственником имущества, переданного в качестве вкладов (взносов) его учредителями (участниками, членами). В данном случае пакеты акций, внесенные в уставный капитал головной компании, становятся ее частной собственностью, и, как представляется, такая компания не может рассматриваться как государственный холдинг.

В связи с изложенным предлагаю данный Федеральный закон снять с дальнейшего рассмотрения.

 

В.ПУТИН