Письмо ПУ Аппарата СФ ФС РФ от 21.07.2000 N 5.1-2125

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 июля 2000 г. N 5.1-2125

 

Направляю подготовленные в Управлении замечания и предложения по проекту Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в части изменения редакции статей 5, 7, 9, 23, 30), внесенному в Государственную Думу Мурманской областной Думой.

 

Заместитель

Начальника Управления

Б.В.МИРОШИН

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Названный проект Федерального закона рассмотрен на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. По проекту имеются следующие замечания и предложения.

1. В пункте 1 статьи 1 проекта предлагается исключить подпункт е пункта 2 статьи 5 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которому законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов. Данное положение проекта не согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области.

В соответствии с указанным Постановлением отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов. К таковым в соответствии с Уставом (Основным законом) Тамбовской области относятся, в частности, средства областных внебюджетных и валютных фондов.

Это означает, что действующая в настоящее время норма подпункта е пункта 2 статьи 5 названного Федерального закона является определенной гарантией права органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно устанавливать порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждать отчеты о расходовании средств этих фондов.

2. Предлагаемая пунктом 3 статьи 1 законопроекта новая редакция подпункта в пункта 1 статьи 9 Федерального закона, согласно которой полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, в срок, когда в соответствии с законом субъекта Российской Федерации повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, является неправомерной по следующим основаниям.

Так, действующая норма подпункта в пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона, в соответствия с которой досрочное прекращение полномочий названного государственного органа возможно лишь при вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, является определенной правовой гарантией от произвольного признания неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В развитие этого положения пунктом 4 статьи 27 данного Федерального закона установлено, что законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом или депутатами, указанными в пункте 1 статьи 8 названного Федерального закона (в частности, органов государственной власти субъектов Российской Федерации), исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 10 данного Федерального закона в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 названного Федерального закона, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия.

3. Положение пункта 4 статьи 1 проекта, предлагающая в пунктах 7 и 8 статьи 23 слова На заседаниях заменить словами На открытых заседаниях представляется необоснованным.

Это следует из того, что законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена норма, согласно которой на закрытых заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лица, уполномоченные указанными руководителями.

Наличие подобной нормы в законодательстве субъектов Российской Федерации является вполне оправданным, поскольку она может быть принята по аналогии с положениями статьи 52 Регламента Совета Федерации и статьи 38 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, определяющими круг лиц, которые имеют право присутствовать на закрытых заседаниях соответствующих палат Федерального Собрания.

4. Положение пункта 5 статьи 1 законопроекта, предлагающего дополнить статью 30 абзацем вторым, согласно которому в случае противоречия между конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и настоящим Федеральным законом в переходный период, установленный абзацем первым данной статьи, действует конституция (устав) субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации.

В части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в императивной форме установлено: Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

Начальник отдела

конституционного законодательства

и охраны прав граждан

Н.Ф.ВОРОБЬЕВ