Письмо Комитета СФ ФС РФ по вопросам социальной политики от 25.07.2000 N 3.4-34/625

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

ПИСЬМО

от 25 июля 2000 г. N 3.4-34/625

 

Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики рассмотрел в соответствии с выпиской из протокола N 32 заседания Совета Государственной Думы от 20 июня 2000 года проект Федерального закона Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1999 год, внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и сообщает следующее.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что коэффициент сбора страховых взносов составил 95,4%, что на 17,3 процентных пункта выше, чем в 1998 году. В этой связи Комитет обращает внимание на то обстоятельство, что коэффициент сбора средств без учета погашения задолженности по страховым взносам и доходов от реализации векселей ПФР, сумм выплаты пенсий в виде товара, составил лишь 89,3%.

Вместе с тем, из пояснительной записки к проекту Закона следует, что по состоянию на 1 января 2000 года сумма просроченной задолженности организаций по страховым взносам в Пенсионный фонд составила 142,73 млрд. рублей, при этом мобилизация просроченной задолженности составила 14 511,7 млн. рублей, или 5,3% от доходов Фонда за 1999 год, 10,2% от общей суммы задолженности), при указанном темпе роста просроченной задолженности - 110,4% за 1999 год.

Далее, поступления от пеней и финансовых санкций составили 2029,6 млн. рублей (удельный вес в доходах - 0,73%), но не выделены в доходах бюджета отдельной строкой, что не позволяет оценить степень их влияния на формирование доходов бюджета Пенсионного фонда.

Комитет отмечает, что статья 7 проекта Закона не соответствует пояснениям, данным в пояснительной записке к проекту Закона. В частности, из пояснительной записки (страница 35, абзацы первый, второй) следует, что задолженность Государственного фонда занятости Пенсионному фонду на 1 января 1999 года составляла 154,69 млн. рублей, на возмещение расходов по выплате досрочных пенсий безработным было выделено 195,3 млн. рублей, что составило 65,3% от суммы, заложенной в бюджете, на погашение задолженности на 1 января 1999 перед Пенсионным фондом было выделено 95,13 млн. рублей. Пенсионный фонд произвел расходы по выплате досрочных пенсий безработным в сумме 195,3 млн. рублей, таким образом, общая задолженность Государственного фонда занятости на конец отчетного периода (на 1 января 2000 года) составила 59,56 млн. рублей. Однако в статье 7 настоящего законопроекта размер нескомпенсированной задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации досрочных пенсий безработным гражданам по состоянию на 1 января 2000 года устанавливается в сумме 95,13 млн. рублей, что не соответствует данным, приведенным в пояснительной записке.

В связи с этим Комитет рекомендует уточнить размер задолженности и изменить текст статьи 7 законопроекта соответствующим образом.

Средства на выплаты государственных пенсий и пособий, переводимые в порядке исключения в Фонд из Федерального дорожного фонда Российской Федерации, поступили в сумме 535,00 млн. рублей, что составляет 53,5% от суммы, заложенной в бюджете на 1999 год.

Средства от реализации гуманитарной помощи исходя из объемов, определенных Федеральным законом О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год, направляемые на покрытие дефицита бюджета Фонда, установлены в сумме 18 223,9 млн. рублей, из которых было получено только 4909,64 млрд. рублей (26,9% от намеченного).

Выплата государственных трудовых пенсий, включая досрочные пенсии безработным, единовременные выплаты в соответствии с указами Президента, с применением и без применения ИКП, в т.ч. за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, составила 207,4 млрд. рублей(108% от заложенной в бюджете), ее удельный вес в структуре расходов - 76,4% (сократился на 2 процентных пункта);

Комитет в связи с этим отмечает, что при сокращении количества пенсионеров труда на 53,9 тыс. человек и превышении исполнения данной статьи бюджета, средний размер назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных выплат для пенсионеров труда увеличился на 118,05 рубля и составил на 1 января 2000 года 526,10 рубля.

Погашение задолженности за 1998 год по государственным пенсиям и пособиям составило 26,26 млрд. рублей (9,7% в структуре расходов, удельный вес сократился на 1 процентный пункт), было осуществлено в объеме 20,5 млрд. рублей из страховых взносов, 5,7 млрд. рублей - из средств от реализации гуманитарной помощи, целевых бюджетных фондов.

Выплаты пенсий членам летных экипажей (финансируемые из взносов, собираемых по дополнительному тарифу 14%), составили приблизительно 48,52 млн. рублей (0,02% в структуре расходов), остаток неиспользованных средств в сумме 75,45 млн. рублей предполагается направить на доплаты к пенсиям.

На содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации в 1999 году было направлено 1,7 млрд. рублей (исполнение на 83,6%) или 0,6% от общих расходов бюджета Фонда. Расходы на создание инфраструктуры и организацию персонифицированного учета составили примерно 0,6 млрд. рублей (исполнение бюджета на 1999 год на 93%), или 0,2% в структуре расходов. Капитальные вложения в проектные работы были исполнены на 100% в сумме 0,2 млрд. рублей (0,07% в структуре расходов). Расходы на курсовые мероприятия были исполнены на 79% в размере 0,1 млрд. рублей, их удельный вес в структуре расходов - менее 0,01%. В целом расходы по вышеперечисленным направлениям затрат Фонда были исполнены на 86,6% от уровня бюджета на 1999 год и составили около 2,5 млрд. рублей или 0,92% от общей суммы расходов Фонда. Сокращение расходов на содержание Фонда оказалось возможным в результате предпринятых Фондом мер по экономии затрат по всем статьям расходов на содержание Фонда.

Затраты на оплату труда работников Фонда в 1999 году составили 86,4% от планируемых, в результате невыплаты премий и других выплат в связи с невыполнением рядом регионов плана по сбору страховых взносов.

В связи с этим Комитет отмечает сокращение как абсолютных, так и относительных (к общей сумме затрат) расходов на содержание Фонда. В исполнении бюджета за 1999 год они сократились по сравнению с аналогичными показателями бюджета на 1999 годом в 1,15 раза.

Однако Комитет вынужден обратить внимание на то, что на социальное развитие Пенсионного фонда направлено 573,27 млн. рублей (0,21% от расходов Фонда), причем эта статья расходов не отображена отдельной строкой в бюджете. Поэтому Комитет рекомендует отобразить данную статью расходов отдельной строкой в бюджете Пенсионного фонда за 1999 год.

Отвлечение страховых взносов на региональные программы по решению Правительства Республики Саха (Якутия) составило 112,13 млн. рублей (0,04% расходов) и также не отображено в бюджете отдельной строкой.

Финансирование региональных программ из сумм пеней и санкций в размере 272,73 млн. рублей (удельный вес в расходах - 0,1%) производилось при условии выполнения плана по сбору страховых взносов и своевременной выплаты пенсий в регионе и было направлено на оказание единовременной материальной и натуральной помощи пенсионерам, на санаторно-курортное лечение, оплату коммунальных и других услуг в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

Тем не менее, Комитет вынужден отметить, что и эта статья в бюджете Фонда за 1999 год не выделена отдельной строкой, что затрудняет оценку величины соответствующих доходов и расходов и их влияния на социальное здоровье общества.

Расходы по обслуживанию векселей Пенсионного фонда составляют 912,10 млн. рублей (0,34% от расходов) и не отображены в бюджете отдельной строкой.

Расходы на обслуживание временно привлеченных кредитов составили 559,29 млн. рублен (в т.ч., 406,7 млн. рублей - за пользование кредитом Сбербанка России) исполнены на 111,9%, в структуре расходов составляют 0,21%.

Учитывая вышеизложенные, достаточно серьезные претензии, имеющиеся у Комитета к рассматриваемому Федеральному закону, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рекомендует:

1) Рассмотреть текст статьи 7 Федерального закона и изменить при необходимости его редакцию в соответствии с замечаниями Комитета о несоответствии размера нескомпенсированной задолженности Государственного фонда занятости в тексте Закона аналогичной величине в тексте пояснительной записки, представленными выше.

2) В целях более четкого обоснования социальной значимости доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, в тексте Федерального закона Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1999 год подробно раскрыть структуру доходов и расходов по основным источникам и направлениям финансирования соответственно, по следующей примерной схеме:

1. Остаток денежных средств на начало отчетного периода.

2. Доходы.

2.1. Страховые взносы.

2.2. Дополнительные поступления страховых взносов (по новым или временным статьям).

2.3. Мобилизация задолженности плательщиков страховых взносов.

2.4. Поступления от санкций (пени, штрафы, др. санкции по неуплате взносов).

2.5. Доходы от расчетов с внебюджетными фондами.

2.6. Доходы от расчетов с федеральным бюджетом (в т.ч. с фед. фондами).

2.7. Доходы от расчетов с региональными бюджетами.

2.8. Доходы от операций (от банковских %, ценных бумаг и пр.).

2.9. Прочие доходы (разовые, неклассифицированные и пр.).

3. Расходы.

3.1. Пенсии.

3.2. Погашения задолженности по выплате пенсий за прошлые периоды.

3.3. Трансферты федерального уровня (единоврем. выплаты по стране и пр.).

3.4. Трансферты регионального уровня (единовр. выплаты и пр. отдельным субъектам РФ).

3.5. Расходы по реализации пенсий (по доставке, и т.п.).

3.6. Расходы на содержание органов ПФР (зарплата, амортизация и пр.).

3.7. Расходы на развитие ПФР (строительство и модернизация инфраструктуры и пр.).

3.8. Расходы в федеральный бюджет (в т.ч., в фед. фонды).

3.9. Расходы в региональные бюджеты (перераспределения и др.).

3.10. Расходы от операций (обслуж. векселей и пр.).

3.11. Прочие расходы (разовые, неклассифицированные и т.п.).

4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

3) Установить принципы отнесения детальных подстатей доходов и расходов в тексте Закона к основным статьям п. 1 и внести в подстатьи отдельными строками отнесенные к содержанию основных статей отдельные показатели (поступления от пеней, от финансовых санкций, расходы на содержание органов Фонда, на обслуживание обязательств Фонда, на региональные программы республики Саха, капитальные вложения и др.).

4) Установить размещение новой статьи расходов в статье Прочие при невозможности ее отнесения как подстатьи в одну из основных статей схемы п. 1 в тексте Закона.

5) Установить долгосрочный (на несколько лет) характер данной схемы и возможность изменения ее основных статей только с помощью принятия соответствующего федерального закона.

6) Установить применение в представлении числовых величин в статьях и подстатьях схемы п. 1 единообразной размерности.

 

Член Совета Федерации,

Председатель Комитета

В.А.ТОРЛОПОВ