ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2000
г. N Пр-1610
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
О внесении изменений в Закон Российской Федерации О налоге на
добавленную стоимость (далее именуется - Федеральный закон), принятый
Государственной Думой 7 июля 2000 г., одобренный Советом Федерации 26 июля 2000
г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования, по следующим
основаниям.
Целью Федерального
закона является изменение срока (на более ранний)
введения в действие отдельных положений перечня продовольственных товаров, по
которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10
процентов.
Принятие
Федерального закона, вступающего в силу с 1 апреля 2000 г., противоречит нормам
бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, а именно нормам
Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона О
федеральном бюджете на 2000 год и части первой Налогового кодекса
Российской Федерации.
В
соответствии с пунктом 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации
внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о
федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение
текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих
изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий
финансовый год.
Согласно
статье 129 Федерального закона О федеральном бюджете на 2000 год
законодательные акты Российской Федерации, сокращающие доходную базу
федерального бюджета на 2000 год, реализуются и применяются только при наличии
соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и
(или) при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на
2000 год и только после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон
О федеральном бюджете
на 2000 год.
Статья 2
Федерального закона предусматривает вступление его в силу с 1 апреля 2000 г.
Однако согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы
подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально
для всеобщего сведения. Таким образом, сроки вступления в силу Федерального
закона определены неправомерно. Кроме того, статья 2 Федерального закона не
учитывает требования пункта 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах
и сборах, снижающие размеры ставок налогов (сборов), могут иметь обратную силу,
если прямо предусматривают это. Статья 2 не придает обратной силы Федеральному
закону, а лишь устанавливает сроки его вступления в силу.
Необходимо также
отметить, что доходная часть федерального бюджета на 2000 год сформирована с
учетом положений Федерального закона от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ О
внесении изменений в Закон Российской Федерации О налоге на добавленную
стоимость. Источники дополнительных поступлений в федеральный бюджет
Федеральным законом не предусмотрены. В связи с этим Правительство Российской
Федерации не поддерживает Федеральный закон.
В.ПУТИН