Письмо Президента РФ от 21.09.2000 N Пр-1873

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 сентября 2000 г. N Пр-1873

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), принятый Государственной Думой в первом чтении 5 июля 2000 г.

 

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)

 

По принятому Государственной Думой в первом чтении проекту Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее именуется - проект) имеются следующие замечания.

1. Как таковой государственно - правовой статус Банка России ни в Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее именуется - Федеральный закон) не определен. Целесообразно в предлагаемой редакции части первой статьи 1 Федерального закона (пункт 1 статьи 1 проекта) предусмотреть, что Банк России является федеральным органом государственной власти, независимым в своей деятельности от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.

В части второй статьи 1 Федерального закона (пункт 1 статьи 1 проекта) предусмотрено, что Банк России является юридическим лицом и имеет печать со своим наименованием. В силу требований Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть создано в одной из организационно - правовых форм, предусмотренных Федеральным законом, а в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно - правовую форму. Необходимо определить и гражданско - правовой статус Банка России, то есть его организационно - правовую форму как субъекта гражданского права - юридического лица.

В связи с изложенным часть вторую статьи 1 Федерального закона предлагается изложить в следующей редакции:

Банк России является федеральным государственным учреждением, обладающим правами юридического лица. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, содержащим указание на его организационно - правовую форму..

2. Необходимо определить, на каком именно вещном праве, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, находится у Банка России имущество, являющееся федеральной собственностью. Часть первую статьи 2 Федерального закона (пункт 2 статьи 1 проекта) предлагается изложить в следующей редакции:

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России в отношении закрепленного за ним имущества пользуется правом оперативного управления и осуществляет в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом от имени Российской Федерации..

Поскольку все имущество, закрепленное за Банком России, является не его собственностью, а федеральной собственностью, нельзя говорить об имуществе Банка России. Первое предложение части второй статьи 2 Федерального закона (пункт 2 статьи 1 проекта) целесообразно изложить в следующей редакции: Изъятие и обременение имущества, закрепленного за Банком России, без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено Федеральным законом..

Учитывая изложенное, в новой редакции статьи 3 Федерального закона (пункт 3 статьи 1 проекта) следует говорить о золотовалютных резервах Российской Федерации, а не Банка России.

3. Из подпункта 7 новой редакции статьи 4 Федерального закона (пункт 4 статьи 1 проекта) следует исключить слова , а также стандарты банковского аудита и квалификационные требования к аудиторам и руководителям организаций, занимающихся аудитом кредитных организаций.

Согласно статье 5 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяют порядок лицензирования и утверждают положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме того, принятым в первом чтении, а значит, концептуально одобренным законодателями проектом Федерального закона Об аудиторской деятельности предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством Российской Федерации, функциями федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, одной из которых является издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

4. В пункте 5 статьи 1 проекта расширяются полномочия Государственной Думы в отношении Банка России. Так, предлагается отнести к ведению Государственной Думы вопросы регулирования расходов Банка России, касающиеся определения предельных величин затрат на капитальное строительство, содержания аппарата Банка России, участия в капиталах и деятельности международных организаций. Данные полномочия Государственной Думы выходят за пределы понятия подотчетности и вторгаются в собственно деятельность Банка России, что может привести к нарушению конституционного принципа независимости Банка России от других органов власти при осуществлении им функции, закрепленной в статье 75 Конституции Российской Федерации. Также следует отметить, что согласно статье 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает постановления только по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Кроме того, в Федеральном законе установлено, что смета расходов Банка России и произведенные расходы, не предусмотренные в смете, утверждаются Советом директоров Банка России (пункт 3 статьи 16), который также правомочен направлять не перечисленную в бюджет часть прибыли Банка России в резервы и фонды различного назначения (статья 26).

В связи с изложенным представляется целесообразным предусмотреть иной, чем предлагается в проекте, способ контроля за расходованием Банком России принадлежащих Российской Федерации средств. В частности, можно было бы отражать данные о величине расходов Банка России по отдельным направлениям в предоставляемом Государственной Думе годовом отчете Банка России, предусмотрев это в новой редакции части второй статьи 25 Федерального закона (пункт 12 статьи 1 проекта).

5. Государственно - правовой статус Банка России как органа государственной власти и его гражданско - правовой статус некоммерческой организации, не имеющей целью своей деятельности получение прибыли, несовместимы с управлением Банком России коммерческими кредитными организациями.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации именно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью, к которой относятся и акции банков, временно находящиеся в ведении Банка России. В целях приведения Федерального закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации необходимо части третью и четвертую статьи 7 Федерального закона изложить в следующей редакции:

Банк России временно осуществляет владение находящимися в федеральной собственности акциями Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Московского Народного банка Лтд, Ост - Вест Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, а также акциями Донау - банка АГ и Ист - Вест Юнайтед банка. Право пользования акциями указанных кредитных организаций Банк России осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Прекращение Банком России права федеральной собственности на акции указанных кредитных организаций допускается только в случае принятия по данному вопросу специального закона. При условии сохранения акций указанных кредитных организаций в федеральной собственности порядок выхода Банка России из их уставных капиталов определяется Правительством Российской Федерации..

В случае возникновения в будущем необходимости в отчуждении каких-либо акций указанных кредитных организаций из федеральной собственности соответствующие отношения будут регулироваться Федеральным законом О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации..

6. Пункт 19 статьи 1 проекта предусматривает, что условия пенсионного обеспечения, страхования жизни и медицинского страхования служащих Банка России определяются в соответствии с Федеральным законом Об основах государственной службы Российской Федерации. При этом не учитывается, что согласно статье 3 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время служащие Банка России не отнесены к категории государственных служащих.

Целесообразно было бы условия пенсионного обеспечения, страхования жизни и медицинского страхования служащих Банка России приравнять к условиям, предусмотренным для государственных служащих, поскольку Банк России является федеральным органом государственной власти.