Письмо Правительства РФ от 19.10.2000 N 3760п-П4

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 октября 2000 г. N 3760п-П4

 

ПОПРАВКИ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ УГОЛОВНО -

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

1. Мировая судебная практика свидетельствует о том, что конфискация имущества назначается как дополнительное наказание лицам, совершившим корыстные преступления, относящиеся к категории тяжких или особо тяжких.

В связи с изложенным предлагается исключить части 2 и 3 статьи 1 законопроекта, предусматривающие применение конфискации имущества в качестве основного вида наказания.

2. В целях более четкого логического построения статей 56 и 58 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается:

часть 4 статьи 1 законопроекта изложить в редакции:

4. Часть первую статьи 56 изложить в редакции: Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в колонию - поселение, воспитательную колонию, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, исправительную колонию особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, либо в тюрьму.;

часть 5 статьи 1 законопроекта изложить в редакции:

5. Статью 58 изложить в редакции:

1. Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - в колониях - поселениях;

б) лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести на срок не свыше пяти лет, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях - поселениях;

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также осужденным женщинам - в исправительных колониях общего режима;

г) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;

д) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима.

2. Мужчинам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

3. Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.

4. Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации..

3. Проектом федерального закона не внесено изменение в часть 6 статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отменой деления воспитательных колоний по виду режима. В целях устранения данного пробела и повторов предлагается дополнить статью 1 законопроекта частью 7:

7. Часть шестую статьи 88 изложить в редакции:

6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет..

4. Части 4, 5, 6, 7, 8, 9 статьи 1 законопроекта считать соответственно частями 2, 3, 4, 5, 6, 8.

5. Проектом Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, устанавливается размер денежного взыскания, налагаемого на поручителя в случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства, до 100 минимальных размеров оплаты труда. В связи с этим часть 1 статьи 2 законопроекта предлагается изложить в редакции:

2. В части второй статьи 94 слова до одного минимального размера оплаты труда заменить словами до ста минимальных размеров оплаты труда, слова , или применены меры общественного воздействия исключить..

6. В целях приведения предлагаемой статьи 100.1 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в соответствие с аналогичной статьей проекта Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации часть 7 статьи 2 законопроекта изложить в редакции:

7. Дополнить Кодекс статьей 1001 следующего содержания:

Статья 100.1. Домашний арест

 

Домашний арест применяется к обвиняемому (подозреваемому) органом дознания, следователем с санкции прокурора и судом при наличии условий, позволяющих избрать меру пресечения в виде заключения под стражу, но когда полная изоляция лица не вызывается необходимостью или нецелесообразна с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения или других обстоятельств.

В постановлении (определении) об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения свободы, которым подвергается арестованный, и орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Арестованному могут быть запрещены общение с определенными лицами, получение и отправление корреспонденции, ведение переговоров с использованием любых средств связи, а также установлены ограничения выхода из жилища.

Срок домашнего ареста, порядок его продления и обжалования определяются правилами, установленными статьями 96 и 97 настоящего Кодекса.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым установленных требований домашний арест может быть изменен на более строгую меру пресечения в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

7. Ограничение срока содержания под стражей подсудимого во время рассмотрения дела в судебном заседании нецелесообразно распространять на лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. В связи с этим предлагается часть 8 статьи 2 законопроекта изложить в редакции:

8. Дополнить Кодекс статьей 239.1:

Статья 239.1. Срок содержания под стражей подсудимого во время рассмотрения дела в судебном заседании

 

Срок содержания под стражей лица, уголовное дело в отношении которого находится в производстве суда первой инстанции, по преступлениям, относящимся к небольшой, средней тяжести и тяжким преступлениям, не может превышать шести месяцев. В случаях, когда содержание под стражей в качестве меры пресечения избрано судом в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 222 или статьей 260 настоящего Кодекса, начало указанных сроков исчисляется с момента заключения подсудимого под стражу.

При наличии данных, свидетельствующих о том, что освобождение подсудимого существенно затруднит рассмотрение дела, суд по собственной инициативе либо по ходатайству прокурора вправе продлить срок содержания под стражей до постановления судебного решения. Такое решение должно быть принято до истечения срока содержания подсудимого под стражей. О принятом решении выносится мотивированное определение (постановление).

Определение (постановление) суда (судьи) подсудимым, его законным представителем, защитником, потерпевшим, его представителем может быть обжаловано, а прокурором опротестовано в вышестоящий суд.

Жалоба и протест подаются через суд, вынесший определение (постановление), готовятся к рассмотрению и рассматриваются по правилам, предусмотренным главой 28 настоящего Кодекса. При заявлении осужденным ходатайства об участии в рассмотрении жалобы или протеста в кассационном порядке сроки рассмотрения исчисляются со дня прибытия подсудимого в следственный изолятор по месту рассмотрения дела, при этом время, в течение которого жалоба или протест рассматриваются в кассационной инстанции, в общий срок содержания подсудимого под стражей не засчитывается.

Ограничение срока содержания под стражей не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений..

8. В связи с изменением структуры государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления наблюдательные комиссии прекратили свое существование. В результате положения части первой статьи 364 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания не действуют. Учитывая, что данное обстоятельство не нашло отражения в законопроекте, предлагается дополнить статью 2 законопроекта частью 9:

9. В части первой статьи 364 исключить слова , согласованному с наблюдательной комиссией при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов.

9. Часть 9 статьи 2 законопроекта считать соответственно частью 10.

10. В целях более четкого законодательного закрепления перечня учреждений, исполняющих конкретные виды уголовных наказаний, предлагается часть 2 статьи 3 законопроекта изложить в редакции:

2. Статью 16 изложить в редакции:

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

 

1. Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией.

6. Наказание в виде конфискации имущества исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту нахождения имущества.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы на определенный срок исполняется исправительным учреждением: колонией - поселением, воспитательной колонией, исправительной колонией общего, строгого или особого режима, либо тюрьмой.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказания военнослужащих исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей).

12. Условно осужденные находятся под контролем уголовно - исполнительной инспекции. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

13. Учреждения, исполняющие наказания, перечисленные в частях 4, 5, 7, 8, 9, 10 настоящей статьи, входят в уголовно - исполнительную систему..

11. При применении принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, необходимо учитывать опасность, которую они могут представлять для себя и окружающих.

В связи с изложенным часть 3 статьи 3 законопроекта предлагается изложить в редакции:

3. В статье 18:

часть вторую после слов или наркоманией, дополнить словами а также страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц,;

часть третью исключить;

часть четвертую считать частью третьей..

12. Лечебно - профилактические учреждения предназначены для временного пребывания в них осужденных к лишению свободы, совершивших преступления различной тяжести, в связи с необходимостью оказания им стационарной медицинской помощи. Отнесение их к исправительным учреждениям противоречит принципам уголовно - исполнительного законодательства (статьи 8, 73, 76 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным абзац первый части 5 статьи 3 законопроекта предлагается исключить, изложив ее в редакции:

5. В статье 74:

часть вторую дополнить предложением В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.;

часть третью изложить в редакции:

3. В колониях - поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных частями второй и третьей статьи 78 настоящего Кодекса.;

часть восьмую изложить в редакции:

8. В лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно - профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных..

13. В связи с необходимостью приведения статьи 78 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации в соответствие со статьей 364 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР предлагается часть 7 статьи 3 законопроекта изложить в редакции:

7. В статье 78:

часть вторую дополнить пунктом б следующего содержания:

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима - по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;;

пункт б части первой считать соответственно пунктом в;

пункт в части четвертой дополнить предложением Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат..

14. Законопроект предусматривает содержание в одной воспитательной колонии несовершеннолетних, впервые осужденных и ранее отбывавших лишение свободы. Вместе с тем проект не содержит нормы, указывающей на то, что содержание данных, категорий несовершеннолетних осужденных должно быть раздельным. В связи с этим предлагается часть 8 статьи 3 законопроекта изложить в редакции:

8. В статье 80:

в части второй слово женщины заменить словами женщины и несовершеннолетние..

15. В связи с необходимостью приведения терминологии, используемой в проекте федерального закона, в соответствие с общепринятой в законодательной практике, часть 17 статьи 3 законопроекта предлагается изложить в редакции:

17. Часть первую статьи 116 изложить в редакции:

1. Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных для использования предметов; уклонение больных алкоголизмом или наркоманией от принудительного лечения, назначенного судом; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, или активное участие в них..

16. В целях устранения пробела, допущенного в законопроекте (аналогичные изменения вносятся в другие статьи Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации), необходимо дополнить статью 3 законопроекта частью 29:

29. В части первой статьи 177 слово восьмилетнего заменить словом четырнадцатилетнего..

17. Часть 29 статьи 3 законопроекта считать соответственно частью 30.

18. В целях устранения пробела, допущенного при исключении из перечня органов, осуществляющих контроль за деятельностью уголовно - исполнительной системы, Верховного Совета Российской Федерации (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы), часть 2 статьи 4 законопроекта изложить в редакции:

2. В статье 38:

пункт первый части первой изложить в редакции:

1) Федеральное Собрание Российской Федерации;;

пункт 3 части четвертой дополнить словами ; представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.МАТВИЕНКО