Письмо Правительства РФ от 03.07.1997 N 2360п-П13

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 июля 1997 г. N 2360п-П13

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правительство Российской Федерации, рассмотрев проект Федерального закона О взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Госдумы В.В. Гребенниковым и В.А. Рыжковым, в основном поддерживает положения данного законопроекта и считает целесообразным использовать его при доработке Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации указанного законопроекта необходимо учесть прилагаемые замечания и предложения.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

А.ЧУБАЙС

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С БЮДЖЕТАМИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. На стр. 1, первый абзац. В конце предложения вместо слов в процессе исполнения этих бюджетов записать: в бюджетном процессе, т.к. отношения складываются на всех стадиях бюджетного процесса.

2. Пункт 1. В конце первого предложения вместо слов обязанностей по отношению друг к другу в бюджетном процессе записать: взаимных обязательств в бюджетном процессе. А второе предложение в этом пункте исключить, т.к. данная формулировка не содержит условий, определяющих самостоятельность бюджетов, и в законопроекте носит декларативный характер.

3. В законопроекте межбюджетные отношения в основном сведены к финансовой помощи из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Между тем, они в большей степени осуществляются через нормативные отчисления от регулирующих доходов. Кроме того, используются такие формы как дотации закрытым административно-территориальным образованиям, субвенции. Имеют место и взаимные расчеты.

Поэтому после пункта 1 проект целесообразно дополнить порядковыми позициями следующего содержания:

Пункт 2. При недостаточности по объективным причинам собственных налоговых поступлений, закрепляемых на постоянной основе, на территории субъекта Российской Федерации для реализации задач и функций, возлагаемых на его органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, восполнение недостающих средств в пределах необходимого уровня с учетом соблюдения государственных минимальных социальных стандартов, осуществляется через бюджетное регулирование путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих источников доходов и передачи средств из федерального бюджета в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.

Пункт 3. При уменьшении доходов и увеличении расходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации вследствие решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, соответственно производится передача отдельных видов источников доходов полностью или частично, либо средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, или путем сочетания того и другого видов компенсаций.

Пункт 4. Основными формами межбюджетных отношений являются:

- отчисления от федеральных регулирующих источников доходов, по которым устанавливаются нормативы (в процентах) отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- дотации закрытым административно-территориальным образованиям, утверждаемые в абсолютных суммах без раскрытия направлений расходования и передаваемые из федерального бюджета в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации;

- нормативные дотации (бюджетные трансферты) определяемые на нормативно-долевой основе без раскрытия направлений расходования и перечисляемые из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, с учетом фактически поступивших средств в фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

- субвенции, утверждаемые в абсолютных суммах с указанием направления и сроков расходования финансовых средств и подлежащие в случае их нецелевого расходования или недоиспользования в установленный срок возврату в бюджет, из которого они были выделены;

- взаимные расчеты, осуществляемые в связи с изменениями в налоговом или бюджетном законодательстве Российской Федерации, включая передачу полномочий по финансированию отдельных расходов между уровнями государственной власти, или возникновение иных условий для бюджетных ассигнований и оказания финансовой помощи, не нашедшие отражения при утверждении бюджетов. При этом в бюджеты должны вноситься изменения в соответствии с действующим законодательством;

- бюджетные ссуды, передаваемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в ходе их исполнения на договорной основе для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в связи с несовпадением сроков налоговых поступлений и финансирования соответствующих расходов не более чем на шесть месяцев в пределах финансового года без уплаты или с уплатой процентов.

Пункт 5. Предусматриваются следующие основные положения бюджетного регулирования:

устанавливаются единые или дифференцированные нормативы, включая групповые нормативы, отчислений от регулирующих источников доходов, дифференциация которых определяется по единой методологии, единым критериям и факторам, учитывающим особенности каждого субъекта Российской Федерации, или путем их сочетания по разным видам регулирующих источников доходов;

нормативы отчислений от регулирующих источников доходов устанавливаются на финансовый год или на долговременной основе (не менее трех лет), или путем их сочетания по разным видам регулирующих источников доходов;

бюджетное регулирование осуществляется посредством установления нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, а при недостаточности по объективным причинам налоговых поступлений на территории субъекта Российской Федерации и путем использования других форм межбюджетных отношений;

при решении вопроса об оказании финансовой помощи из федерального бюджета субъекту Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществить проверку ее обоснованности, а после принятия положительного решения - проверки полноты сборов на соответствующей территории доходов и соблюдения законодательства по использованию выделенных бюджетных средств..

4. Нумерацию пункта 2 в проекте изменить на пункт 6 и изложить этот пункт в следующей редакции:

федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в федеральном бюджете по нормативу (в процентах), устанавливаемому на финансовый год или на долговременной основе (не менее трех лет) от общей суммы налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением таможенных пошлин. Проектируемый объем этого фонда на очередной финансовый год и нормативы отчислений в данный фонд определяются с учетом возможностей федерального бюджета. Средства, фактически поступающие в фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, распределяются между ними при условии возникновения у них права на нормативные дотации, исходя из исчисляемых по единой формуле и утверждаемых в установленном порядке долей (в процентах) каждого субъекта в этом фонде..

5. Нумерацию пункта 4 изменить на пункт 8 и дополнить последний абзац этого пункта словами: на основании реестра Федерального казначейства Российской Федерации.

6. Нумерацию пункта 5 изменить на пункт 9 и исключить в этом пункте слова либо субвенции, т.к. они не могут выдаваться на временной основе.

Исключить также в этом пункте последний абзац, так как бюджетные ссуды выделяются из федерального бюджета в тех случаях, если в нем образуются временно свободные средства.

 

Заместитель Руководителя

Аппарата Правительства

Российской Федерации

Е.АРЕФЬЕВ