ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июля 1997 г. N
2360п-П13
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА С БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Правительство
Российской Федерации, рассмотрев проект Федерального закона О
взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации, внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации депутатами Госдумы В.В. Гребенниковым и В.А.
Рыжковым, в основном поддерживает положения данного законопроекта и считает
целесообразным использовать его при доработке Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
Вместе с тем при
рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
указанного законопроекта необходимо учесть прилагаемые замечания и предложения.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
А.ЧУБАЙС
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С БЮДЖЕТАМИ
СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. На стр. 1,
первый абзац. В конце предложения вместо слов в процессе исполнения этих
бюджетов записать: в бюджетном процессе, т.к. отношения
складываются на всех стадиях бюджетного процесса.
2. Пункт 1. В конце
первого предложения вместо слов обязанностей по отношению друг к другу в
бюджетном процессе записать: взаимных обязательств в бюджетном
процессе. А второе предложение в этом пункте исключить, т.к. данная
формулировка не содержит условий, определяющих самостоятельность бюджетов, и в
законопроекте носит декларативный характер.
3. В законопроекте
межбюджетные отношения в основном сведены к финансовой помощи из фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Между тем, они в большей
степени осуществляются через нормативные отчисления от регулирующих доходов.
Кроме того, используются такие формы как дотации закрытым
административно-территориальным образованиям, субвенции. Имеют место и взаимные
расчеты.
Поэтому после
пункта 1 проект целесообразно дополнить порядковыми позициями следующего
содержания:
Пункт 2. При недостаточности по объективным причинам собственных налоговых
поступлений, закрепляемых на постоянной основе, на территории субъекта
Российской Федерации для реализации задач и функций, возлагаемых на его органы
государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных
образований, восполнение недостающих средств в пределах необходимого уровня с
учетом соблюдения государственных минимальных социальных стандартов,
осуществляется через бюджетное регулирование путем нормативных отчислений от
федеральных регулирующих источников доходов и передачи средств из
федерального бюджета в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
Пункт 3. При
уменьшении доходов и увеличении расходов в консолидированных бюджетах субъектов
Российской Федерации вследствие решений, принимаемых органами государственной
власти Российской Федерации, соответственно производится передача отдельных
видов источников доходов полностью или частично, либо средств из федерального
бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, или путем сочетания того и
другого видов компенсаций.
Пункт 4. Основными
формами межбюджетных отношений являются:
- отчисления от
федеральных регулирующих источников доходов, по которым устанавливаются
нормативы (в процентах) отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- дотации закрытым
административно-территориальным образованиям, утверждаемые в абсолютных суммах
без раскрытия направлений расходования и передаваемые из федерального бюджета в
соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации;
- нормативные
дотации (бюджетные трансферты) определяемые на нормативно-долевой основе без
раскрытия направлений расходования и перечисляемые из федерального бюджета в
бюджеты субъектов Российской Федерации, с учетом фактически поступивших средств в фонд финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации;
- субвенции,
утверждаемые в абсолютных суммах с указанием направления и сроков расходования
финансовых средств и подлежащие в случае их нецелевого расходования или
недоиспользования в установленный срок возврату в бюджет, из которого они были
выделены;
- взаимные расчеты,
осуществляемые в связи с изменениями в налоговом или бюджетном законодательстве
Российской Федерации, включая передачу полномочий по финансированию отдельных
расходов между уровнями государственной власти, или возникновение иных условий
для бюджетных ассигнований и оказания финансовой помощи, не нашедшие отражения
при утверждении бюджетов. При этом в бюджеты должны вноситься изменения в
соответствии с действующим законодательством;
- бюджетные ссуды,
передаваемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в
ходе их исполнения на договорной основе для покрытия временных кассовых
разрывов, возникающих в связи с несовпадением сроков налоговых поступлений и
финансирования соответствующих расходов не более чем на шесть месяцев в
пределах финансового года без уплаты или с уплатой процентов.
Пункт 5.
Предусматриваются следующие основные положения бюджетного регулирования:
устанавливаются
единые или дифференцированные нормативы, включая групповые нормативы,
отчислений от регулирующих источников доходов, дифференциация которых
определяется по единой методологии, единым критериям и факторам, учитывающим
особенности каждого субъекта Российской Федерации, или путем их сочетания по
разным видам регулирующих источников доходов;
нормативы
отчислений от регулирующих источников доходов устанавливаются на финансовый год
или на долговременной основе (не менее трех лет), или путем их сочетания по
разным видам регулирующих источников доходов;
бюджетное
регулирование осуществляется посредством установления нормативов отчислений от
регулирующих источников доходов, а при недостаточности по объективным причинам
налоговых поступлений на территории субъекта Российской Федерации и путем
использования других форм межбюджетных отношений;
при решении вопроса
об оказании финансовой помощи из федерального бюджета субъекту Российской
Федерации органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществить
проверку ее обоснованности, а после принятия положительного решения - проверки
полноты сборов на соответствующей территории доходов и соблюдения
законодательства по использованию выделенных бюджетных средств..
4. Нумерацию пункта
2 в проекте изменить на пункт 6 и изложить этот пункт в следующей
редакции:
федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в
федеральном бюджете по нормативу (в процентах), устанавливаемому на финансовый
год или на долговременной основе (не менее трех лет) от общей суммы налоговых
доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением таможенных пошлин.
Проектируемый объем этого фонда на очередной финансовый год и нормативы
отчислений в данный фонд определяются с учетом возможностей федерального
бюджета. Средства, фактически поступающие в фонд финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации, распределяются между ними при условии
возникновения у них права на нормативные дотации, исходя из исчисляемых по
единой формуле и утверждаемых в установленном порядке долей (в процентах) каждого
субъекта в этом фонде..
5. Нумерацию пункта
4 изменить на пункт 8 и дополнить последний абзац этого пункта словами:
на основании реестра Федерального казначейства Российской
Федерации.
6. Нумерацию пункта
5 изменить на пункт 9 и исключить в этом пункте слова либо
субвенции, т.к. они не могут выдаваться на временной основе.
Исключить также в
этом пункте последний абзац, так как бюджетные ссуды выделяются из федерального
бюджета в тех случаях, если в нем образуются временно свободные средства.
Заместитель
Руководителя
Аппарата
Правительства
Российской
Федерации
Е.АРЕФЬЕВ