Письмо Президента РФ от 29.12.2000 N Пр-2585

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 декабря 2000 г. N Пр-2585

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2000 г., одобренный Советом Федерации 20 декабря 2000 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, по следующим основаниям.

Федеральный закон содержит нормы, не соответствующие основополагающим нормам части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона устанавливается, что Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2001 г. В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Положениями статьи 3 Федерального закона ущемляются интересы налогоплательщиков, лишенных возможности адаптироваться к новым правовым нормам.

Нельзя признать правомерным установление Федеральным законом порядка исчисления и уплаты сумм недоимки (задолженности по уплате налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды), образовавшейся на 1 января 2001 г., и соответствующих пеней (пункт 8 статьи 1 Федерального закона). Порядок взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды урегулирован статьей 9 Федерального закона О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Однако отсутствуют правовые основания для аналогичного применения норм Налогового кодекса Российской Федерации к порядку исчисления и уплаты сумм недоимки и пеней, поскольку эти суммы возникли в рамках правоотношений, связанных с уплатой страховых взносов, а не налоговых правоотношений.

Применение данной нормы Федерального закона приведет к необоснованной амнистии по уплате пеней в государственные внебюджетные фонды, в то время как поступления от их взыскания предусмотрены в доходной части указанных фондов на 2001 год.

Нет достаточных правовых оснований для переноса сроков вступления в силу норм части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение специальных региональных марок, а также норм, определяющих порядок уплаты акциза акцизными складами. Непринятие Правительством Российской Федерации необходимых мер по установлению порядка изготовления и реализации региональных специальных марок, предусмотренного в статье 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка уплаты акциза акцизными складами не может являться достаточным основанием для отсрочки вступления в силу соответствующих норм части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При принятии Федерального закона имело место несоблюдение установленной Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации процедуры рассмотрения и принятия законопроектов. Законопроект был принят в первом чтении, затем - в целом, то есть минуя второе и третье чтения. В нарушение Регламента в законопроект были внесены изменения, в частности, изменена без обсуждения редакция статьи 10 Федерального закона О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (пункт 8 статьи 1 Федерального закона). Согласно пункту 12 статьи 123 Регламента принятие законопроекта в целом возможно только во втором чтении по результатам обсуждения законопроекта в первом чтении и с учетом поступивших предложений и замечаний в виде поправок.

 

В.ПУТИН