ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2000
г. N Пр-2585
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах (далее именуется - Федеральный закон), принятый
Государственной Думой 24 ноября 2000 г., одобренный Советом Федерации 20
декабря 2000 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания
и обнародования, по следующим основаниям.
Федеральный закон
содержит нормы, не соответствующие основополагающим нормам части первой
Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 3
Федерального закона устанавливается, что Федеральный закон вступает в силу с 1
января 2001 г. В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах
вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального
опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по
соответствующему налогу.
Положениями статьи 3 Федерального закона ущемляются интересы
налогоплательщиков, лишенных возможности адаптироваться к новым правовым
нормам.
Нельзя признать
правомерным установление Федеральным законом порядка исчисления и уплаты сумм
недоимки (задолженности по уплате налогов и взносов в государственные
внебюджетные фонды), образовавшейся на 1 января 2001 г., и соответствующих
пеней (пункт 8 статьи 1 Федерального закона). Порядок взыскания сумм недоимки,
пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды урегулирован
статьей 9 Федерального закона О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации. Однако отсутствуют правовые
основания для аналогичного применения норм Налогового кодекса Российской
Федерации к порядку исчисления и уплаты сумм недоимки и пеней, поскольку эти
суммы возникли в рамках правоотношений, связанных с уплатой страховых взносов,
а не налоговых правоотношений.
Применение данной
нормы Федерального закона приведет к необоснованной амнистии по уплате пеней в
государственные внебюджетные фонды, в то время как поступления от их взыскания
предусмотрены в доходной части указанных фондов на 2001 год.
Нет достаточных
правовых оснований для переноса сроков вступления в силу норм части второй
Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение специальных
региональных марок, а также норм, определяющих порядок уплаты акциза акцизными
складами. Непринятие Правительством Российской Федерации необходимых мер по
установлению порядка изготовления и реализации региональных специальных марок,
предусмотренного в статье 193 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации, а также порядка уплаты акциза акцизными складами не может являться
достаточным основанием для отсрочки вступления в силу соответствующих норм
части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При принятии
Федерального закона имело место несоблюдение установленной Регламентом
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации процедуры рассмотрения и принятия законопроектов. Законопроект
был принят в первом чтении, затем - в целом, то есть
минуя второе и третье чтения. В нарушение Регламента в законопроект были
внесены изменения, в частности, изменена без обсуждения редакция статьи 10
Федерального закона О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации (пункт 8 статьи 1 Федерального закона). Согласно
пункту 12 статьи 123 Регламента принятие законопроекта в целом возможно только
во втором чтении по результатам обсуждения законопроекта в первом чтении и с
учетом поступивших предложений и замечаний в виде поправок.
В.ПУТИН