ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 1997 г. N
03-31/519
Банк России
рассмотрел проект Федерального закона О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о
гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан
(далее - Федеральный закон), внесенного на рассмотрение Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации
и сообщает следующее.
Подлежащее
ратификации Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города
Байконур Республики Казахстан (далее - Соглашение), являясь значительным
шагом политического значения, тем не менее входит в
некоторое противоречие с существующей нормативно-правовой базой российско-казахстанского
сотрудничества в области пенсионного обеспечения. Так, в соответствии со
статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в
области пенсионного обеспечения, подписанном в Москве 13 марта 1992 года,
пенсионное обеспечение граждан государств-участников СНГ и членов их семей
осуществляется по законодательству государства, на территории которого они
проживают. Это входит в противоречие со статьей 3 Соглашения
в части распространения норм российского законодательства на всех жителей
города Ленинск, включая граждан Казахстана, граждан третьих стран и лиц без
гражданства, а также с частью 2 пункта 5 статьи 4 Соглашения между
Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях
использования космодрома Байконур от 28 марта 1994 года. В части выплаты пенсий в валюте Российской Федерации, статья 3
Соглашения противоречит части 1 статьи 5 Соглашения между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях
использования космодрома Байконур, в соответствии с которой единственным
законным платежным средством в наличноденежных расчетах на территории
космодрома Байконур является национальная валюта Республики Казахстан.
Следует также
отметить, что согласно статье 11 Соглашения, в случае прекращения его действия
(в том числе - досрочного, по инициативе одной из сторон), выплата пенсий
гражданам Республики Казахстан, гражданам третьих государств и лицам без
гражданства, которым будет назначена пенсия в соответствии с настоящим Соглашением,
целиком ляжет на российский бюджет. Это едва ли оправдано с учетом общего
состояния пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
При ратификации
Соглашения следует также учитывать и то, что одна из его сторон, а именно
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, была упразднена
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года
N 1177 О структуре федеральных органов исполнительной власти. Это
может создать некоторые дополнительные трудности в практической реализации
Соглашения.
Банк России
считает, что вопрос о ратификации настоящего Соглашения было бы целесообразнее
рассматривать после устранения из его текста положений, противоречащих ранее
подписанным от имени Российской Федерации и ратифицированным международным
договором, а также после ратификации Соглашения между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Ленинска, порядке
формирования и статусе его органов исполнительной власти, подписанного 23
декабря 1995 года.
Первый заместитель
Председателя
Центрального банка
РФ
А.А.ХАНДРУЕВ