Письмо Верховного Суда РФ от 14.05.2001 N 576-2/общ.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 мая 2001 г. N 576-2/общ.

 

В Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона Об административных процедурах, внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Похмелкиным.

Авторами законопроекта предпринята попытка регламентировать в одном документе процедуру принятия органами государственного управления решений по различным вопросам в сфере административных правоотношений.

С этой целью в проекте предлагается установить неоправданно сложную и громоздкую процедуру принятия административных решений, касающихся регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирования отдельных видов деятельности, предоставления земельных участков, жилых помещений, назначения и выплаты акций и пособий и многих других.

Совершение административными органами различных действий, входящих в их компетенцию, и принятие соответствующих решений по вопросам, которые статьей 2 проекта отнесены к сфере действия данного законопроекта и которые в настоящее время осуществляются этими органами в упрощенном распорядительном порядке, рассматриваемым актом предлагается облечь в строго определенную процессуальную форму, сходную с процедурой судебного разбирательства.

В этой связи проектом устанавливаются различные стадии рассмотрения и разрешения административных дел, включая регламентацию подачи и принятия заявлений, проведение подготовки дела к рассмотрению, проведение административного заседания, вынесение и оформление решений, их обжалование, пересмотр и приведение в исполнение.

Полагаем, что устанавливаемый проектом порядок не только усложняет и замедляет разрешение юридическими и физическими лицами своих вопросов в области административных правоотношений, но и абсолютно не вызывается необходимостью с точки зрения упорядочения принятия исполнительными органами государственной власти входящих в их компетенцию решений.

Регулирование большинства из тех отношений, которые проектом предлагается производить с помощью предусмотренных в нем процедур, в настоящее время, как уже было выше отмечено, осуществляется административно-распорядительным методом.

Свое непосредственное выражение этот метод, в частности, находит в том, что одной стороне, в частности государственному органу управления, предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороной, а последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Такого ряда полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон и, следовательно, вопросы, возникающие в сфере административных правоотношений, не могут решаться с помощью проведения предусмотренных проектом процедурных действий, включающих в себя проведение фактически состязательного процесса, при котором на ходатайствующей стороне лежит обязанность по предоставлению различного рода доказательств, а на органе, полночном принять решение, - обязанность их надлежащим образом исследовать и оценить.

Особенность механизма правового регулирования административных правоотношений заключается именно в том, что оно исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованием законов и административно-правовых норм, возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают.

Кроме того, в проекте дается определение некоторым юридическим понятиям, которое не соответствует их общепризнанному толкованию воспроизводимом и в действующем законодательстве.

Так, в главе 3 законопроекта, посвященной представительству в отношениях, регулируемых законодательством об административных процедурах, законный представитель физического лица определяется как лицо, выступающее в качестве его представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Данные определения не соответствуют понятию законного представительства, общепринятому в гражданском праве и законодательно закрепленному в нормах гражданского, гражданского процессуального и семейного законодательства.

Законным представителем физического лица может признаваться не любое лицо, выступающее представителем в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации (этим лицом может быть и добровольный представитель, выступающий в этом качестве на основании договора или доверенности), а лишь тот, чье представительство основано на законе либо административном акте, так как оно устанавливается независимо от воли представляемого.

Согласно закону законными представительствами физических лиц могут выступать родители, усыновители, опекуны и попечители для защиты личных и имущественных прав и интересов недееспособных (малолетних, душевнобольных), не обладающих полной дееспособностью (несовершеннолетних) или признанных ограниченно дееспособными; опекуны, назначенные для охраны имущества безвестно отсутствующих, а также по делам, в которых должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующими; опекуны, назначенные для охраны и управления наследственным имуществом, по делам, в которых должен участвовать наследник, или наследство еще никем не принято.

Помимо изложенного, хотелось бы также отметить, что целый ряд положений проекта уже урегулирован действующим законодательством.

Так, вопросы, освещенные в разделе III проекта, и касающиеся обжалования и пересмотра решений, принимаемых административными органами в пределах своей компетенции, в настоящее время регламентированы Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (с последующими изменениями и дополнениями), а также главой 24.1 ГПК РСФСР и дополнительного урегулирования не требуют.

 

Н.Ю.СЕРГЕЕВА