Письмо Счетной палаты РФ от 18.09.2001 N 1.4-425

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 сентября 2001 г. N 1.4-425

 

Направляем заключения Счетной палаты Российской Федерации на проекты следующих Федеральных законов: О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год, О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год, О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год.

Указанные заключения рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 14 сентября 2001 года (протокол N 32 (268)).

 

И.Г.ДАХОВ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА 2002 ГОД

 

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год является консолидированным бюджетом, включающим средства на обязательное социальное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Доходы Фонда на 2002 год определены в сумме 114738,6 млн. рублей, или 132,9% к уровню 2001 года, расходы Фонда - 113694,5 млн. рублей, или 134,2%. Превышение доходов над расходами составит 1044,1 млн. рублей и направляется на формирование норматива оборотных денежных средств.

В законопроекте предполагается значительное сокращение затрат на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей. При этом обеспеченность путевками на санаторно-курортное лечение работников сократится в 4 раза по сравнению с уровнем прошлых лет и в 3 раза - по сравнению с утвержденным объемом оздоровления в 2001 году. При сохранении общего количества путевок на оздоровление детей ухудшается качество оздоровления.

Доходная база Фонда определена с учетом осуществления функций контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога, а также взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов налоговыми органами Российской Федерации. Функции сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учета средств и контроля за деятельностью страхователя (работодателя) закреплено за Фондом социального страхования Российской Федерации.

 

Доходы Фонда

 

В законопроекте доходы Фонда определены в сумме 114738,6 млн. рублей, или с ростом против бюджета 2001 года на 32,9%.

Формирование доходов Фонда в 2002 году предполагается в основном (84,3%) за счет поступлений единого социального налога (76513,0 млн. рублей) и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (20152,5 млн. рублей).

Расчет суммы единого социального налога произведен исходя из фонда оплаты труда - 2180 млрд. рублей, сниженного на 6% (разница между частью фонда оплаты труда, приходящейся на декабрь 2002 года и декабрь 2001 года, а также необлагаемый фонд оплаты труда, на который не производятся начисления налога), усредненной ставки налога в размере 3,81% и среднегодового коэффициента собираемости 0,98. Такой подход к расчету показателя можно считать обоснованным, учитывая зачетный характер его поступления в доходы Фонда и динамику поступлений в 2001 году.

Отчисления в доходы Фонда страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год в сумме 20152,5 млн. рублей произведены на основе: фонда оплаты труда 2180,0 млрд. рублей, уменьшенного на разницу сумм фонда оплаты труда, начисленного в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2002 года и в связи с неначислением страховых взносов на некоторые виды выплат - на 67580,0 млн. рублей, среднеотраслевого страхового тарифа 1,06% и коэффициента сбора 0,9, что следует считать обоснованным. По итогам 2000 года коэффициент сбора страховых взносов сложился на уровне 0,70; за 1 квартал 2001 года - 0,85.

Согласно статье 7 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, в Фонд социального страхования РФ зачисляется 3,425% от общей суммы единого налога, уплачиваемого организациями-налогоплательщиками. Сумма единого налога на вмененный доход на 2002 год предусмотрена в проекте бюджета в размере 263,0 млн. рублей, что составляет 113,0% к данному показателю бюджета 2001 года.

В доходах законопроекта предусмотрена мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в Фонд в сумме 3190,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2001 года задолженность по страховым платежам на обязательное социальное страхование в Фонд составила 18194,9 млн. рублей. В бюджете Фонда на 2001 год предусмотрено мобилизовать задолженности в размере 2305,1 млн. рублей. С учетом фактического поступления задолженности в доходы Фонда в текущем году ожидаемый размер задолженности на 1 января 2002 года будет равен 14890,0 млн. рублей. Следовательно, предусмотренная в проекте бюджета Фонда на 2002 год сумма мобилизации задолженности (3190,0 млн. рублей) составляет 21,0% от ожидаемой суммы задолженности на 1 января 2002 года.

Исходя из принципа полноты отражения доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, установленных статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в доходах Фонда следует также учитывать погашение задолженности по социальному налогу и по страховым платежам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившейся на начало финансового года.

В доходах представленного законопроекта названные показатели не нашли отражения. При этом следует отметить, что сумма просроченной задолженности по страховым платежам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний достигла значительной величины и продолжает увеличиваться. Так, по состоянию на 1 января 2001 года ее размер был равен 3917,1 млн. рублей, или 20,8% к начисленным страховым взносам этого вида социального страхования. По итогам за 1 полугодие 2001 года она увеличилась на 1067,0 млн. рублей и составила 4984,1 млн. рублей. Кроме того, начислено пени и штрафных санкций на сумму 153,6 млн. рублей.

По состоянию на 1 июля 2001 года задолженность по единому социальному налогу, по данным Фонда, составила 1963,6 млн. рублей.

Среди доходных источников бюджета Фонда определены средства федерального бюджета на реализацию Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 715,3 млн. рублей, или 159,8% к уровню этого вида расходов по бюджету Фонда на 2001 год.

В проекте бюджета Фонда не предусмотрен возврат задолженности федерального бюджета по расходам, произведенным Фондом на выплату пособий сверх установленных норм, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведенных Фондом в 1994 - 1999 годах, в размере 766,3 млн. рублей сверх сумм, поступивших из федерального бюджета в указанный период.

Статьей 7 Федерального закона О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год указанные расходы признаны целевыми расходами по реализации указанного Закона и предусматривается возмещение их Фонду Правительством Российской Федерации в сумме 776,3 млн. рублей. Однако Минфином России в текущем году перечисление этих средств не осуществляется. В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 08.02.2001 N П12-02248 и от 22.02.2001 N ВМ-П12-03059 указанный вопрос необходимо рассмотреть при подготовке законопроектов о федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год.

Однако в проекте федерального бюджета на 2002 год средства на возмещение задолженности Фонду не предусмотрены. Предполагается приостановление действия федеральных законов, устанавливающих порядок и сроки возмещения указанной задолженности, что вызывает возражения.

При этом следует отметить, что сумма задолженности федерального бюджета Фонду на указанные цели продолжает увеличиваться. По данным результатов контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2001 года ее размер составил 817,9 млн. рублей.

В состав доходов Фонда включен остаток средств на начало года в сумме 13100,0 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию - 5000,0 млн. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 8100,0 млн. рублей.

 

Расходы Фонда

 

В законопроекте расходы Фонда определены в объеме 113694,5 млн. рублей, что составляет 134,2% к уровню расходов по бюджету Фонда на 2001 год.

Основным видом расходов Фонда на 2002 год остаются затраты на выплату пособий по социальному страхованию. На их финансирование предполагается направить 67126,3 млн. рублей, или 59,0% всех расходов Фонда, что составляет 142,0% к ассигнованиям на эти цели по бюджету Фонда на 2001 год. Большая часть этих средств будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности - 56772,6 млн. рублей, или 49,9% к общим ассигнованиям Фонда. Это составит 148,3% к данному виду расходов по бюджету Фонда на 2001 год.

В законопроекте предполагается значительное сокращение затрат на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей. Расходы на эти цели определены в сумме 6852,2 млн. рублей, что составляет 56,4% от уровня этих затрат по бюджету 2001 года. При этом обеспеченность путевками на санаторно-курортное лечение работников составит по проекту бюджета на 2002 год около 28% к уровню прошлых лет и около 35% - к утвержденному объему оздоровления в 2001 году.

На оздоровление детей будет направлено 8273,2 млн. рублей, что составляет 129,7% к затратам на указанные цели по бюджету 2001 года. Количество путевок на оздоровление детей соответствует уровню 2001 года. Однако при этом ухудшается качество оздоровления: увеличивается количество путевок в загородные стационарные оздоровительные лагеря и лагеря с дневным пребыванием и сокращается количество путевок в санаторные оздоровительные лагеря.

Для финансирования дополнительных расходов на выплату пособий и санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих граждан и их детей в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2002 году, предусматривается 715,3 млн. рублей и превышает этот вид расходов на 59,8% по бюджету Фонда на 2001 год. По мнению Фонда, это позволит обеспечить текущие годовые потребности по реализации указанного Закона.

Общая сумма затрат Фонда на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так же как и общая сумма доходов этого вида страхования, в законопроекте не отражена. На финансирование отдельных мероприятий по его реализации предусмотрено направить: на ежемесячные страховые выплаты - 19884,1 млн. рублей (с увеличением в 2 раза против этого показателя в бюджете Фонда на 2001 год); на единовременные страховые выплаты - 497,4 млн. рублей (с ростом на 38,8%); медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 3104,4 млн. рублей (с ростом на 31,8%); доставку и пересылку страховых выплат - 428,0 млн. рублей (с ростом в 2,1 раза). Резкое увеличение затрат по данному виду социального страхования обусловлено ростом минимального размера оплаты труда в 2002 году по сравнению с уровнем 2000 года в 3,79 раза и в 1,65 раза по отношению к 2001 году, принимаемого при расчетах указанных выплат.

В расходах проекта бюджета Фонда на 2002 год при определении затрат на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при расчете страхового тарифа по данному виду социального страхования на 2002 год не предусмотрены средства для формирования страхового резерва, определенного статьей 18 Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для обеспечения финансовой устойчивости указанной системы обязательного социального страхования.

На содержание исполнительных органов Фонда предусматривается направить 3900,2 млн. рублей, что составляет 117,5% к уровню этих затрат по бюджету Фонда на 2001 год.

В ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации в Фонде, выявлено, что в проекте бюджета Фонда на 2002 год по статье Осуществление международной деятельности Фонда предусмотрены затраты на уплату членских взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО), членом которого ФСС является с 1996 года, в сумме 3,95 млн. рублей (192 тыс. швейцарских франков). Однако соответствующее решение Правительства Российской Федерации об уплате членских взносов Фондом социального страхования Российской Федерации в МАСО отсутствует.

В связи с изложенным необходимо:

1. В проекте бюджета Фонда на 2002 год выделить отдельными строками общую сумму доходов и расходов Фонда на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. В целях соблюдения установленного статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов предусмотреть в доходной части проекта бюджета Фонда мобилизацию просроченной задолженности по страховым платежам в Фонд на социальное страхование от несчастных случаен на производстве и профессиональных заболеваний, а также задолженности по единому социальному налогу, штрафам и пеням, сложившимся в предыдущем году.

3. Принять меры по реализации положений статьи 18 Федерального закона от 24 июля N 125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части обязанности страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) осуществлять меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования, в соответствии с Федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год.

4. Предусмотреть в доходной части законопроекта возврат задолженности федерального бюджета по расходам, произведенным Фондом на выплату пособий сверх установленных норм, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5. Обеспечить нормативно-правовую базу представительства и уплаты членских взносов Фондом социального страхования Российской Федерации и Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО).

 

Аудитор

И.Г.ДАХОВ