Письмо Банка России от 21.11.2001 N 012-31/4162

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 ноября 2001 г. N 012-31/4162

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 97054817-2 О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О банках и банковской деятельности (далее - проект Федерального закона), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Тюменской областной Думой, и сообщает следующее.

Настоящим проектом Федерального закона предполагается расширить круг лиц и органов, имеющих право в соответствии с частью второй статьи 26 Федерального закона О банках и банковской деятельности на получение справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставив указанное право счетным палатам субъектов Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 151) установлено, что в целях осуществления собственной бюджетной политики субъекты Российской Федерации вправе создавать органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом О Счетной палате Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти. Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает закрытый перечень нормативных правовых актов, которыми могут быть предусмотрены полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля.

При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит указание на полномочия, которые органы государственного, муниципального финансового контроля вправе осуществлять в отношении определенных лиц. Так, например, пункт 3 статьи 77 настоящего Кодекса устанавливает, что получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Пункт 8 статьи 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что представительный орган может поручить контрольному органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии.

Кроме того, статьи 8 и 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют установить иные полномочия органов финансового контроля субъектов Российской Федерации в соответствующих законах субъектов Российской Федерации в рамках компетенции, предоставленной органам государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетным законодательством Российской Федерации.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что контрольные палаты субъектов Российской Федерации вправе получать необходимую информацию только по вопросам, отнесенным к их компетенции Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также на основании законов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам их ведения, порядок принятия и действия которых определен статьей 76 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений. При этом данной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право получать от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, в случае необходимости контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части получения от кредитных организаций сведений об операциях со средствами соответствующих бюджетов может быть обеспечен при участии Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств обязаны не только эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, но и своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств. Это говорит о том, что контрольные палаты субъектов Российской Федерации наделены правом в рамках своей компетенции получать всю необходимую им информацию (включая сведения, отнесенные к банковской тайне) непосредственно от получателей бюджетных средств.

С учетом изложенного считаем нецелесообразным внесение рассматриваемых дополнений в статью 26 Федерального закона О банках и банковской деятельности.

 

Г.И.ЛУНТОВСКИЙ