Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 10.07.1997 N 2.2-15/871

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 10 июля 1997 г. N 2.2-15/871

 

По поручению Совета Государственной Думы (выписка из протокола N 88 заседания Совета Государственной Думы от 03.06.1997) направляем заключение по проекту Федерального закона О государственном социальном заказе.

 

Первый заместитель

Начальника Управления

В.А.РОЩИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ

СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ

 

1. В законопроекте четко не определен предмет регулирования. Понятия государственного социального заказа (статья 3) и целевой социальной программы (статья 5), данные в проекте, носят неконкретный, чисто декларативный характер и нуждаются в дополнительной проработке.

Кроме того, нуждаются в уточнении и иные понятия социальной направленности, используемые в проекте, такие как общественные нужды, социально значимые проблемы, приоритетные социальные проблемы и т.п.

В законопроекте не определен круг тех лиц, которые могут выступать в роли государственных заказчиков.

2. Многие положения законопроекта затрагивают порядок формирования, размещения и исполнения государственного социального заказа и целевых социальных программ уровня субъектов Российской Федерации. Однако согласно пункту е статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные программы в области социального развития Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, тогда как социальные программы развития субъектов Российской Федерации находятся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование по данному вопросу и обладают в этой сфере всей полнотой государственной власти, и в том числе по распоряжению средствами своих бюджетов (статья 73, часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В связи с изложенным представляется, что во избежание противоречий с Конституцией Российской Федерации предметом представленного законопроекта могут являться только федеральный социальный заказ и федеральные целевые социальные программы.

3. В части первой статьи 4 проекта слова и бюджетным устройством Российской Федерации следовало бы исключить, потому что под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, состоящей из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и принципы ее построения (статья 3 Закона РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР), что не соответствует уровням формирования и размещения государственного социального заказа.

4. Нуждается в дополнительной доработке статья 5 законопроекта.

Прежде всего, необходимо уточнить, что представляет собой формирование государственного социального заказа.

Кроме того, представляется нецелесообразным объединение в одном лице органа, формирующего социальный заказ и государственного заказчика по этому же заказу.

Часть третью статьи 5 проекта необходимо редакционно доработать с учетом того, что федеральные целевые программы, финансируемые из федерального бюджета, вносятся Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (см. статью 1 Федерального закона от 10.07.1996 N 95-ФЗ О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона О федеральном бюджете на 1997 год). Кроме того, у целевых программ не может быть сметы, поскольку под сметой понимается план финансирования учреждения.

5. При доработке части первой статьи 9 проекта необходимо иметь в виду положения пункта 1 распоряжения Главного управления Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации от 10.02.1995 N 7 О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета, согласно которому финансирование расходов федерального бюджета осуществляется через систему органов федерального казначейства. В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения перечисление бюджетных средств главными распорядителями средств федерального бюджета подведомственным предприятиям, организациям, учреждениям на расчетные либо текущие счета в Центральном Банке России, а также на расчетные либо текущие счета в коммерческих банках разрешается в исключительных случаях с согласия Министра финансов Российской Федерации либо его первого заместителя.

6. Положения части третьей статьи 5 и статьи 6, части первой статьи 9 проекта следовало бы редакционно доработать с учетом того, что бюджетная система представлена тремя видами бюджетов - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местный бюджет.

7. Нуждается в существенной доработке статья 10 законопроекта, регулирующая вопросы ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного социального заказа.

Часть первая статьи 10 предусматривает, что государственный заказчик несет такую ответственность перед государством в лице исполнительных органов власти. Однако отношения между Правительством Российской Федерации, которое определяет государственного заказчика, и самим государственным заказчиком не являются гражданско-правовыми и поэтому не могут повлечь гражданско-правовой ответственности.

Часть вторая названной статьи предусматривает ответственность исполнителя перед государственным заказчиком за использование средств, полученных на выполнение социального заказа. Однако реально ответственность исполнителя может наступить за невыполнение или ненадлежащее выполнение тех обязательств, которые отражены в государственном контракте.

8. Абзац третий части первой статьи 11 проекта не соответствует пункту з статьи 71 и части первой статьи 76 Конституции Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами, а не указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, поэтому льготы по уплате налогов могут устанавливаться только в федеральных законах по конкретным видам налогов.

9. В целом текст законопроекта нуждается в тщательной юридико- и редакционно-технической доработке.

 

Начальник Отдела правовой

экспертизы законопроектов

по гражданскому законодательству

и природопользованию

Т.А.ПУЛОВА