ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ
ПИСЬМО
от 1 июля 2002 г. N
3.6-869
Направляю
заключение Комитета Совета Федерации по международным делам по проекту
Федерального закона N 201341-3 Об обеспечении целостности территории
Российской Федерации, принятое на заседании Комитета 1 июля 2002 года.
Председатель
Комитета
М.В.МАРГЕЛОВ
ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 201341-3 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЦЕЛОСТНОСТИ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет Совета
Федерации по международным делам на своем заседании 1 июля 2002 года рассмотрел
проект Федерального закона N 201341-3 Об обеспечении целостности
территории Российской Федерации (далее - проект). Проект внесен группой
депутатов Государственной Думы, рассмотрен Советом Государственной Думы 4 июня
2002 года и направлен в федеральные органы государственной власти и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации для замечаний и предложений.
Отмечая значимость
затрагиваемых в проекте вопросов, Комитет Совета Федерации по международным
делам считает необходимым подчеркнуть, что подавляющее большинство положений
проекта дублируют нормы Конституции Российской Федерации и ряда федеральных законов.
Так, часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации определяет, что
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей
территории. Таким образом, этот принцип является одной из основ
конституционного строя, и разработка законопроекта с целью еще раз его
продублировать не имеет юридического смысла.
Часть 5 статьи 2
проекта предусматривает необходимость заключения и ратификации соответствующего
международного договора Российской Федерации в случае территориального обмена.
Комитет Совета Федерации по международным делам отмечает, что указанное
положение уже закреплено частью 1 статьи 2 Закона РФ О Государственной
границе Российской Федерации, в которой определен принцип договорного
закрепления прохождения Государственной границы. Кроме того, п. в
части 1 статьи 15 Федерального закона О международных договорах
Российской Федерации к числу международных договоров Российской
Федерации, подлежащих ратификации, относит договоры о территориальном
разграничении Российской Федерации с другими государствами.
Отдельные понятия,
используемые в проекте, не вполне корректны, и к тому же совершенно не ясна
необходимость их использования.
Статья 1 проекта
содержит определение целостности территории Российской Федерации
как единство находящихся под суверенитетом Российской Федерации
территорий... (далее - по тексту проекта). Что означает такое единство,
из проекта не ясно. Кроме того, статья 1 проекта напоминает не совсем
корректную компиляцию части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации,
согласно которой территория Российской Федерации включает в себя
территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное
пространство над ними. Следует также отметить, что не вполне ясно, как
соотносятся между собой части 2 и 3 статьи 2 проекта. Является ли передача
любой части территории Российской Федерации в смысле части 3 статьи 2 проекта
одним из случаев отделения в смысле части 2 статьи 2 проекта. Если да, то
передача территории в части 3 статьи 2 проекта допустима, а в части 2 статьи 2
проекта запрещена.
С учетом
вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам считает
нецелесообразным принятие рассматриваемого проекта.
Председатель
Комитета
М.В.МАРГЕЛОВ