Письмо Комитета СФ ФС РФ по международным делам от 01.07.2002 N 3.6-869

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

 

ПИСЬМО

от 1 июля 2002 г. N 3.6-869

 

Направляю заключение Комитета Совета Федерации по международным делам по проекту Федерального закона N 201341-3 Об обеспечении целостности территории Российской Федерации, принятое на заседании Комитета 1 июля 2002 года.

 

Председатель Комитета

М.В.МАРГЕЛОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 201341-3 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЦЕЛОСТНОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании 1 июля 2002 года рассмотрел проект Федерального закона N 201341-3 Об обеспечении целостности территории Российской Федерации (далее - проект). Проект внесен группой депутатов Государственной Думы, рассмотрен Советом Государственной Думы 4 июня 2002 года и направлен в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации для замечаний и предложений.

Отмечая значимость затрагиваемых в проекте вопросов, Комитет Совета Федерации по международным делам считает необходимым подчеркнуть, что подавляющее большинство положений проекта дублируют нормы Конституции Российской Федерации и ряда федеральных законов. Так, часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации определяет, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Таким образом, этот принцип является одной из основ конституционного строя, и разработка законопроекта с целью еще раз его продублировать не имеет юридического смысла.

Часть 5 статьи 2 проекта предусматривает необходимость заключения и ратификации соответствующего международного договора Российской Федерации в случае территориального обмена. Комитет Совета Федерации по международным делам отмечает, что указанное положение уже закреплено частью 1 статьи 2 Закона РФ О Государственной границе Российской Федерации, в которой определен принцип договорного закрепления прохождения Государственной границы. Кроме того, п. в части 1 статьи 15 Федерального закона О международных договорах Российской Федерации к числу международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации, относит договоры о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами.

Отдельные понятия, используемые в проекте, не вполне корректны, и к тому же совершенно не ясна необходимость их использования.

Статья 1 проекта содержит определение целостности территории Российской Федерации как единство находящихся под суверенитетом Российской Федерации территорий... (далее - по тексту проекта). Что означает такое единство, из проекта не ясно. Кроме того, статья 1 проекта напоминает не совсем корректную компиляцию части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Следует также отметить, что не вполне ясно, как соотносятся между собой части 2 и 3 статьи 2 проекта. Является ли передача любой части территории Российской Федерации в смысле части 3 статьи 2 проекта одним из случаев отделения в смысле части 2 статьи 2 проекта. Если да, то передача территории в части 3 статьи 2 проекта допустима, а в части 2 статьи 2 проекта запрещена.

С учетом вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам считает нецелесообразным принятие рассматриваемого проекта.

 

Председатель Комитета

М.В.МАРГЕЛОВ