Письмо Комитета СФ ФС РФ по социальной политике от 13.09.2002 N 3.10-783

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ПИСЬМО

от 13 сентября 2002 г. N 3.10-783

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике рассмотрел проект Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год, направленный на рассмотрение распоряжением Председателя Государственной Думы от 26.08.2002 N 292р-1.

Комитет отмечает, что данный проект разработан с учетом положений пенсионной реформы и бюджетной классификации в Российской Федерации.

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2003 запланированы в сумме 819533,2 млн. рублей, что составляет 122,7% доходов Фонда, предусмотренных бюджетом Фонда на 2002 год (без учета переходящего остатка средств на начало года). Расходы Фонда предусмотрены в объеме 861973,1 млн. рублей (116,6% к расходам бюджета Фонда на 2002 год). Более низкие темпы расходов обусловлены отсутствием выплат накопительной части трудовых пенсий. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда будет осуществляться путем направления на покрытие дефицита в объеме 42439,9 млн. рублей части средств остатка денежных средств Фонда по состоянию на 01.01.2003, предполагаемого в объеме 168551,4 млн. рублей (из них 42451,4 млн. рублей - остатки средств пенсионных накоплений). Суммы единого социального налога, поступающие из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии, составят 365640,0 млн. рублей (130,0% к поступлениям данного налога, предусмотренным бюджетом Фонда на 2002 год). Текущие страховые взносы на выплату страховой части трудовых пенсий предполагаются в объеме 324240,0 млн. рублей и на накопительную часть трудовой пенсии - в объеме 49470,0 млн. рублей.

Объем средств федерального бюджета, передаваемых Фонду, установлен:

- на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и на погашение задолженности федерального бюджета Фонду - в сумме 50320,2 млн. рублей;

- на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение получателей досрочных пенсий - в сумме 697,3 млн. рублей.

Кроме того, предусмотрено, также как и в 2002 году, направление Фонду средств (и их расходование) из целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (508 млн. рублей).

В целом средства федерального бюджета, передаваемые Фонду, включая суммы единого социального налога, составляют 417165,5 млн. рублей, или 50,9% всех доходов.

На выплату пенсий предусмотрено направить 765748,0 млн. рублей (88,8% расходов). Указанные расходы определены в соответствии с нормами, установленными Федеральными законами О трудовых пенсиях в Российской Федерации, О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, другими действующими федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, с учетом демографического прогноза Госкомстата России и сложившейся динамики изменения численности получателей пенсий. Среднегодовая численность пенсионеров на 2003 год определена в количестве 38,9 млн. человек. При этом дополнительные расходы на индексацию (увеличение) пенсий составят 87637,9 млн. рублей. Законопроектом предусмотрены 2 индексации базовых частей трудовой пенсии в целом на 11,3% по сравнению с размером этих частей на 01.01.2003, а также индексация в этих же объемах страховых частей трудовой пенсии и ее дополнительная индексация на 11,2%.

Средства пенсионных накоплений по состоянию на 01.01.2004 запланированы в объеме 93714,2 млн. рублей. В отличие от бюджета Фонда на 2002 год в рассматриваемом законопроекте расширены направления расходования страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в части обслуживания этого процесса и составляют уже 956 млн. рублей (включая уплату налогов на доходы, полученные в результате временного размещения сумм страховых взносов).

Учитывая сроки выплаты пенсий, Комитет считает возможным поддержать предусмотренное законопроектом увеличение норматива оборотных средств до 50 процентов.

Расходы на финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, запланированы в объеме 22832,4 млн. рублей, или 2,6% от общих расходов бюджета, в том числе затраты на содержание органов Фонда - 20,0 млрд. рублей, или 2,3% от общих расходов бюджета, что на 0,4 процентных пункта ниже, чем в 2002 году.

Комитет отмечает, что рассматриваемый проект бюджета Фонда на 2003 год позволяет выполнить пенсионные обязательства в соответствии с действующим законодательством, и считает возможным поддержать концепцию представленного законопроекта.

Вместе с тем имеются следующие замечания.

1. Требует уточнения формулировка размера резерва бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2004 года (абзац 3 статьи 2), который не должен включать средства накопительной части, полученные в 2002 году.

2. Представляется недостаточно обоснованным расчет потерь Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, произведенный косвенным путем на основе процентных отношений к ВВП.

3. Учитывая поступившие обращения руководителей регионов, Комитет считает необходимым предусмотреть направление средств на оказание единовременной помощи неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для оплаты проезда к месту отдыха и обратно за счет сокращения объема средств, направляемых на оказание лекарственной и медицинской помощи.

 

Председатель Комитета

В.А.ПЕТРЕНКО