Письмо Счетной палаты РФ от 16.09.2002 N 14-121/14-1

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 сентября 2002 г. N 14-121/14-1

 

Направляю заключения Счетной палаты Российской Федерации на проекты следующих Федеральных законов: О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год, О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год, О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год, О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год.

Указанные заключения рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 13 сентября 2002 года (протокол N 27 (310)).

 

Г.Н.БАТАНОВ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО

ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 ГОД

 

Проект Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год (далее - законопроект) сформирован по доходам в сумме 819533,2 млн. рублей и по расходам в сумме 861973,1 млн. рублей.

С целью сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) предусматривается использовать часть средств резерва бюджета в сумме 42439,9 млн. рублей.

Законопроектом предусмотрено создание с 1 января 2003 года резерва бюджета Фонда в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2003 года, за исключением средств пенсионных накоплений, включающих в себя страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в 2002 году, а также чистый финансовый результат, полученный от временного размещения указанных страховых взносов.

 

ДОХОДЫ ФОНДА

 

1. Доходы Фонда проектом Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год предусмотрены в сумме 819533,2 млн. рублей, что составит 104,6% к утвержденным поступлениям текущего года (в сопоставимых условиях - 93,4%).

2. Доходная часть проекта бюджета Фонда на 2003 год разработана на основе действия норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральных законов Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действие которых распространяется на 2003 год, а также с учетом проекта Федерального закона О федеральном бюджете на 2003 год.

Доходная часть проекта бюджета Фонда сформирована с применением ставок единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы в сумме 3160,0 млрд. рублей на основании Методики расчета поступления сумм единого социального налога для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов (для целей проекта Федерального закона О федеральном бюджете на 2002 год, внесенного в Государственную Думу, был использован фонд заработной платы в сумме 2184,0 млрд. рублей).

В соответствии с действующим законодательством бюджет Фонда по доходам в 2003 году будет формироваться за счет единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии, поступающего из федерального бюджета, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, средств федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сумм пеней и финансовых санкций и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Поступления единого социального налога в 2003 году на выплату базовой части трудовой пенсии определены на уровне 365,6 млрд. рублей (130,0% к объему, утвержденному бюджетом Фонда на 2002 год).

3. В доходах Фонда на 2003 год не учтены поступления от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения, распределяемые органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

4. В рамках реализации программы реструктуризации задолженности по взносам в Фонд, пеней и иных финансовых санкций в доходы Фонда предполагается получить от проведения мероприятий по мобилизации просроченной задолженности плательщиков в 2003 году за счет реструктуризации 12,45 млрд. рублей.

На 1 июля 2003 года объем просроченной задолженности по уплате страховых взносов в Фонд (без учета задолженности по единому социальному налогу), по данным МНС России, составлял 126,3 млрд. руб. (на 01.01.2003 - 129,4 млрд. рублей), а до конца текущего года, по экспертной оценке, будет равен 123,2 млрд. рублей, т.е. уменьшится на 3,1 млрд. рублей. Таким образом, в 2003 году предполагается взыскать 9,6 процента от величины просроченной задолженности по взносам в Фонд, образовавшейся на начало финансового года.

5. В соответствии с законопроектом сумма субвенций федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации без учета средств единого социального налога, поступающих из федерального бюджета, составит в 2003 году 50320,2 млн. рублей, или больше на 1,7% аналогичной суммы, утвержденной федеральным бюджетом на 2002 год (49491,7 млн. рублей).

Федеральный бюджет в 2003 году не компенсирует в полном объеме Фонду образовавшиеся долги за прошлые годы.

В соответствии с действующим законодательством и взаиморасчетами ПФР с федеральным бюджетом за прошлые годы величина некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед ПФР за 1996 - 2002 годы по возмещению расходов на выплату пенсий и пособий, доставку и пересылку всех видов пенсий, финансируемых на возвратной основе, должна составить на начало 2003 года (по предварительным данным) 15407,37 млн. рублей.

Проектом Федерального закона О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год (статья 9) предусмотрено погашение задолженности перед Фондом за 2001 год по расходам на выплату пенсий и пособий, выплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сумме 473,5 млн. рублей, а также погашение части задолженности, установленной статьями 6 и 7 Федерального закона Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год, подлежащей реструктуризации и погашению начиная с 2003 года, в сумме 500,0 млн. рублей. В случае принятия представленного законопроекта и исполнения названной статьи в полном объеме задолженность федерального бюджета перед Фондом на начало 2004 года составит по предварительной оценке, 14433,87 млн. рублей.

6. Представленным законопроектом предусмотрено получение Фондом доходов в сумме 10180,0 млн. рублей от размещения в 2001 - 2002 годах временно свободных средств в объеме 56,5 млрд. рублей, в том числе:

- 1380,0 млн. рублей - доходы от размещения временно свободных пенсионных средств в размере 11,5 млрд. рублей в облигации государственных нерыночных займов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.06.2001 N 470 О размещении временно свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

- 8800,0 млн. рублей - доходы от размещения временно свободных пенсионных средств в размере 45,0 млрд. рублей в государственные ценные бумаги, выраженные в валюте Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 29 мая 2002 года N 61-ФЗ О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год Фонду разрешено в 2002 году направлять временно свободные средства резерва бюджета Фонда на размещение (инвестирование) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации должен определяться федеральным законом.

7. В доходной части проекта бюджета Фонда на 2003 год не учтены потенциальные поступления денежных средств в погашение имеющихся ценных бумаг по векселям АК Алроса, РАО Газпром, КБ Комисоцбанк и КБ Комисоцинбанк.

 

РАСХОДЫ ФОНДА

 

1. По проекту бюджета Фонда на 2003 год расходы Фонда предусмотрены в сумме 861973,1 млн. рублей, или 116,6% к утвержденным расходам текущего года (в сопоставимых условиях - 104,1%).

2. В структуре затрат Фонда на 2003 год ассигнования на выплату трудовых пенсий будут равны 717253,2 млн. рублей, или 83,2% от используемых средств. Их рост к ожидаемым ассигнованиям текущего года составит 15,0 процента.

В составе средств Фонда, направляемых на выплату трудовых пенсий, расходы на выплату базовой части трудовой пенсии составляют 264733,3 млн. рублей, или 104,2% от величины указанных затрат Фонда, утвержденной на 2002 год. Страховая часть трудовой пенсии предусмотрена законопроектом в сумме 452519,9 млн. рублей, что на 22,4 процентных пункта превышает уровень аналогичных расходов, утвержденных бюджетом Фонда на 2002 год.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости составит на 1 января 2003 года 522 рубля 38 копеек против 450 рублей на 1 января 2002 года.

Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии определены в соответствии с Федеральным законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации и рассчитывались исходя из среднестатистического размера страховой части трудовой пенсии. Законопроектом предусмотрены расходы на индексацию страховой части трудовой пенсии. Размеры индексации запланированы исходя из прогнозного роста, определенного основными показателями прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2002 - 2003 годы.

3. Материально - техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов на 2003 год предусмотрено в сумме 22,8 млрд. рублей, или 2,7% от общих расходов бюджета Фонда, в том числе затраты на содержание органов Фонда - 20,0 млрд. рублей против 19,9 млрд. рублей в 2002 году. Данные затраты (структура расходов) выделены в отдельное приложение к законопроекту.

Следует отметить, что в финансово - экономическом обосновании к законопроекту не представлены расчеты расходов по финансовому и материально - техническому обеспечению текущей деятельности Фонда и его органов (в том числе и на содержание органов Фонда).

4. В рамках расходов на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования проектом бюджета Фонда на 2003 год предусмотрены затраты на уплату Фондом взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Ассоциацию пенсионных фондов в сумме 3,4 млн. рублей. Необходимо отметить, что соответствующее решение Правительства об организации - полномочном представителе Российской Федерации в указанных организациях и об уплате Фондом членских взносов в названные организации отсутствует.

5. В соответствии с Приложением 4 к законопроекту предусмотрены расходы по формированию базы данных Фонда для актуарных расчетов и финансирование научно - исследовательских работ по пенсионной реформе в объеме 95,0 млн. рублей.

В 2003 году Фонд планирует провести ряд научно - исследовательских работ с целью разработки методик и моделей прогнозирования на долгосрочную перспективу, анализ демографической ситуации и рынка труда. Предусмотренные законопроектом пенсионные средства намечено направить на анализ отраслевой и региональной структуры занятости населения, а также на разработку методики и программного прототипа для прогнозирования долгосрочных тенденций развития российского фондового рынка.

6. В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета ПФР должен составляться с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации (статья 169 БК РФ). Однако до настоящего времени в Российской Федерации не существует законодательно закрепленных минимальных государственных социальных стандартов.

В связи с изложенным предлагается:

1. Уточнить объем доходов бюджета Фонда на 2003 год за счет:

- включения в доходы Фонда поступлений от уплаты минимального налога при применении упрощенной системы налогообложения, распределяемые органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- потенциальных поступлений денежных средств в погашение имеющихся ценных бумаг по векселям АК Алроса, РАО Газпром, КБ Комисоцбанк и КБ Комисоцинбанк.

2. Истребовать обоснованные расчеты расходов по финансовому и материально - техническому обеспечению текущей деятельности Фонда и его органов.

3. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии нормативного правового акта об организации - полномочном представителе Российской Федерации в Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и об уплате Фондом членских взносов в указанную организацию.

4. Дополнить представленный законопроект нормами, предусматривающими механизм централизации Фондом средств со счетов его региональных отделений на пенсионное обеспечение, направляемых для их перераспределения от регионов - доноров к регионам, испытывающим дефицит этих средств.

5. Разработать в соответствии со статьей 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект Федерального закона О Пенсионном фонде Российской Федерации.

6. В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительству Российской Федерации разработать законопроект о минимальных государственных социальных стандартах на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.

 

Аудитор Счетной палаты

Г.Н.БАТАНОВ