Письмо Президента РФ от 10.10.2002 N Пр-1863

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 октября 2002 г. N Пр-1863

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг и о внесении дополнения в Федеральный закон О некоммерческих организациях (далее именуется Федеральный закон), принятый Государственной Думой 13 сентября 2002 г., одобренный Советом Федерации 25 сентября 2002 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, по следующим основаниям.

1. Федеральный закон существенно расширяет предмет регулирования Федерального закона О рынке ценных бумаг, в том числе регулирует отношения, возникающие при обращении финансовых инструментов рынка ценных бумаг, включая производные финансовые инструменты (фьючерсные и форвардные контракты, опционы, свопы). С учетом специфики производных финансовых инструментов наиболее целесообразным является их регулирование в отдельном федеральном законе.

2. Как следует из предлагаемой редакции статьи 2 Федерального закона О рынке ценных бумаг, к финансовым инструментам рынка ценных бумаг относятся любые ценные бумаги. Указанное положение неоправданно расширяет сферу действия Федерального закона О рынке ценных бумаг и создает ситуацию, при которой возникает конкуренция норм различных федеральных законов, регулирующих обращение иных ценных бумаг.

3. Федеральный закон устанавливает, что перечень ценных бумаг, являющихся предметом маржинальных сделок, определяется договором брокера с клиентом в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти (предлагаемая редакция статьи 3 Федерального закона О рынке ценных бумаг). Тем самым права сторон договора будут ограничиваться на основании акта федерального органа исполнительной власти, что противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, которые устанавливают, что такое ограничение возможно только федеральным законом.

4. Федеральный закон содержит положения, устанавливающие, что федеральный орган исполнительной власти определяет требования к ценным бумагам, подлежащим обязательному допуску к листингу на фондовой бирже, включению ценных бумаг в соответствующий перечень ценных бумаг и исключению их из такого перечня. Практически речь идет о том, что за федеральным органом исполнительной власти закрепляется функция по отбору эмитентов, ценные бумаги которых могут обращаться на организованном рынке, что существенно ущемляет права как эмитентов, так и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

5. Федеральный закон устанавливает, что размещение ценных бумаг иностранных эмитентов в соответствии с иностранным правом, удостоверяющим права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, осуществляется на основании разрешения федерального органа исполнительной власти. При этом в Федеральном законе отсутствуют критерии и порядок выдачи такого разрешения. Тем самым ограничение прав участников гражданского оборота допускается на основании актов федерального органа исполнительной власти, а не федерального закона. Кроме того, указанные положения Федерального закона практически предполагают выход за пределы юрисдикции Российской Федерации.

6. Дополнительной проработки требуют положения Федерального закона, касающиеся деятельности финансового консультанта. Участие финансового консультанта не должно предоставлять привилегий участникам рынка.

7. Федеральный закон дает возможность федеральному органу исполнительной власти по своему усмотрению расширять перечень документов, представляемых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень таких документов должен быть определен в Федеральном законе. Аналогичное замечание касается отчетов об итогах выпуска.

8. Федеральный закон предусматривает определение перечня неких регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, федеральным органом исполнительной власти. Данное положение противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону О Правительстве Российской Федерации.

9. Положения Федерального закона, касающиеся права на подачу иска о возмещении ущерба, причиненного владельцу ценных бумаг, которые устанавливают ограничение на обращение в суд, фактически лишают владельца ценных бумаг судебной защиты, что противоречит Конституции Российской Федерации.

10. Положения Федерального закона, устанавливающие структуру федерального органа исполнительной власти, противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону О Правительстве Российской Федерации.

С учетом изложенного Федеральный закон нуждается в существенной доработке, без которой не может быть одобрен.

 

В.ПУТИН