Письмо Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока от 11.10.2002 N 3.27-18/323

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

ПИСЬМО

от 11 октября 2002 г. N 3.27-18/323

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 131 от 17.09.2002) направляется заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнителя) по проекту Федерального закона N 217467-3 О внесении изменения в статью 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

В.Н.ПИВНЕНКО

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 217467-3

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Законопроект внесен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с целью конкретизации абзаца тринадцатого статьи 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Федеральный закон) в части определения размера районного коэффициента, применяемого при исчислении величины расчетного пенсионного капитала в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц.

Согласно абзацу тринадцатому статьи 30 Федерального закона при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года и определении расчетного размера трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере от 1,4 до 1,9, в зависимости от размера районного коэффициента к заработной плате, установленного в указанных районах и местностях. При этом, если установлены разные районные коэффициенты, учитывается коэффициент, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Авторы законопроекта предлагают учитывать фактически начисленный районный коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате. В случае реализации законопроекта дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 января 2003 года составят около 4,4 млрд. рублей в год.

На практике региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации при оценке пенсионных прав таких застрахованных лиц применяется размер районного коэффициента, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, что противоречит правовому содержанию данной нормы Федерального закона, его концепции и логике, исходя из следующего.

Во-первых, в соответствии с абзацем тринадцатым статьи 30 Федерального закона районный коэффициент, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, применяется при определении расчетного размера трудовой пенсии только в случае, если на территории установлены разные районные коэффициенты к заработной плате.

Во-вторых, при этом учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий (а не установленный) в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В-третьих, в данной норме Федерального закона не определено, каким органом государственной власти должен быть установлен учитываемый районный коэффициент. Вместе с тем в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера в ряде субъектов Российской Федерации за счет средств своих бюджетов были введены повышенные размеры районных коэффициентов по сравнению с установленными в централизованном порядке, с которых также уплачивались страховые пенсионные взносы.

Аналогичный порядок применения районного коэффициента установлен при оценке пенсионных прав граждан, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, независимо от места жительства.

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 декабря 2001 г. N 8804-ЮЛ/ЛЧ-06-27/10324, действовавшему на момент оценки пенсионных прав застрахованных лиц - на 1 января 2002 года, указанное отношение ЗР/ЗП учитывалось для таких граждан в зависимости от размера районного коэффициента, учтенного в среднемесячном заработке такого пенсионера. Однако позднее данные организации изменили свою позицию по этому вопросу и указали подведомственным региональным отделениям на необходимость применения размера районного коэффициента, установленного органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В ряде случаев это привело к пересмотру ранее установленного размера пенсии в сторону его уменьшения, что повлекло за собой многочисленные жалобы граждан. Вышеуказанное разъяснение было отменено телетайпограммой Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 17/26 июня 2002 г. N 3927-ЮЛ/МЗ-06-32/5748 в связи с завершением введения в действие Федерального закона.

Федеральный закон был принят в целях реализации пенсионной реформы, направленной на переход пенсионной системы с распределительного на страховой и накопительный принципы. Граждане, имеющие вышеуказанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, уплачивали страховые взносы, исходя из заработка, начисленного с учетом действующего по месту работы районного коэффициента, который был зачастую выше установленного на территории в централизованном порядке районного коэффициента к заработной плате.

Принимая во внимание изложенное, при определении расчетного размера трудовой пенсии таким гражданам должен учитываться размер районного коэффициента, учтенный в составе среднемесячного заработка пенсионера, с которого также уплачивались страховые пенсионные взносы и которые должны быть учтены в размере пенсионного капитала, а не районный коэффициент, установленный на территории, который в настоящее время учитывается для граждан, проживающих в данных районах и местностях, к которым не предъявляются требования по наличию необходимого северного стажа. Данное положение также должно быть отражено в тексте законопроекта.

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию внесенного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Имеющиеся в законопроекте неточности могут быть устранены в порядке подготовки его ко второму чтению.