ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА
И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ПИСЬМО
от 11 октября 2002
г. N 3.27-18/323
В соответствии с
решением Совета Государственной Думы (протокол N 131 от 17.09.2002)
направляется заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и
Дальнего Востока (соисполнителя) по проекту Федерального закона N 217467-3
О внесении изменения в статью 30 Федерального закона О трудовых
пенсиях в Российской Федерации.
Председатель
Комитета
В.Н.ПИВНЕНКО
ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 217467-3
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законопроект внесен
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) с целью конкретизации абзаца тринадцатого статьи 30 Федерального
закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Федеральный
закон) в части определения размера районного коэффициента, применяемого при
исчислении величины расчетного пенсионного капитала в связи с оценкой
пенсионных прав застрахованных лиц.
Согласно
абзацу тринадцатому статьи 30 Федерального закона при оценке пенсионных прав по
состоянию на 1 января 2002 года и определении расчетного размера трудовой
пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к
среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в
размере от 1,4 до 1,9, в зависимости от размера
районного коэффициента к заработной плате, установленного в указанных районах и
местностях. При этом, если установлены разные районные
коэффициенты, учитывается коэффициент, действующий в данном районе или
местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Авторы
законопроекта предлагают учитывать фактически начисленный районный коэффициент
к заработной плате, действующий в данном районе или местности, если установлены
разные районные коэффициенты к заработной плате. В случае реализации
законопроекта дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации с 1
января 2003 года составят около 4,4 млрд. рублей в год.
На практике региональными
отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации при оценке пенсионных прав
таких застрахованных лиц применяется размер районного коэффициента,
установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами
государственной власти для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, что
противоречит правовому содержанию данной нормы Федерального закона, его
концепции и логике, исходя из следующего.
Во-первых, в
соответствии с абзацем тринадцатым статьи 30 Федерального закона районный коэффициент,
установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, применяется
при определении расчетного размера трудовой пенсии только в случае, если на
территории установлены разные районные коэффициенты к заработной плате.
Во-вторых, при этом
учитывается районный коэффициент к заработной плате, действующий (а не
установленный) в данном районе или местности для рабочих и служащих
непроизводственных отраслей.
В-третьих, в данной
норме Федерального закона не определено, каким органом государственной власти
должен быть установлен учитываемый районный коэффициент. Вместе
с тем в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991
года N 76 О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов
Севера в ряде субъектов Российской Федерации за счет средств своих
бюджетов были введены повышенные размеры районных коэффициентов по сравнению с
установленными в централизованном порядке, с которых также уплачивались
страховые пенсионные взносы.
Аналогичный порядок
применения районного коэффициента установлен при оценке пенсионных прав
граждан, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет
либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих
право на досрочное назначение трудовой пенсии, независимо от места жительства.
Согласно
разъяснению Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда
Российской Федерации от 13 декабря 2001 г. N 8804-ЮЛ/ЛЧ-06-27/10324,
действовавшему на момент оценки пенсионных прав застрахованных лиц - на 1
января 2002 года, указанное отношение ЗР/ЗП учитывалось для таких граждан в
зависимости от размера районного коэффициента, учтенного в среднемесячном
заработке такого пенсионера. Однако
позднее данные организации изменили свою позицию по этому вопросу и указали
подведомственным региональным отделениям на необходимость применения размера
районного коэффициента, установленного органами государственной власти СССР или
федеральными органами государственной власти для рабочих и служащих
непроизводственных отраслей. В ряде случаев это привело к пересмотру ранее
установленного размера пенсии в сторону его уменьшения, что повлекло за собой
многочисленные жалобы граждан. Вышеуказанное разъяснение было отменено телетайпограммой Министерства труда Российской Федерации и
Пенсионного фонда Российской Федерации от 17/26 июня 2002 г. N
3927-ЮЛ/МЗ-06-32/5748 в связи с завершением введения в действие Федерального
закона.
Федеральный
закон был принят в целях реализации пенсионной реформы, направленной на переход
пенсионной системы с распределительного на страховой и накопительный принципы. Граждане, имеющие вышеуказанный стаж работы в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, уплачивали страховые взносы, исходя из
заработка, начисленного с учетом действующего по месту работы районного
коэффициента, который был зачастую выше установленного на территории в
централизованном порядке районного коэффициента к заработной плате.
Принимая во внимание изложенное, при определении расчетного размера
трудовой пенсии таким гражданам должен учитываться размер районного
коэффициента, учтенный в составе среднемесячного заработка пенсионера, с
которого также уплачивались страховые пенсионные взносы и которые должны быть
учтены в размере пенсионного капитала, а не районный коэффициент, установленный
на территории, который в настоящее время учитывается для граждан, проживающих в
данных районах и местностях, к которым не предъявляются требования по наличию
необходимого северного стажа. Данное положение также должно быть отражено
в тексте законопроекта.
Комитет
Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает
концепцию внесенного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять
его в первом чтении. Имеющиеся в законопроекте неточности могут быть устранены
в порядке подготовки его ко второму чтению.