Письмо Президента РФ от 31.10.2002 N Пр-1931

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 31 октября 2002 г. N Пр-1931

 

Направляю заключение на проект Федерального закона N 195387-3 О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий, принятый Государственной Думой в первом чтении 9 октября 2002 г.

 

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 195387-3

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН (ТАРИФОВ)

НА ТОВАРЫ (УСЛУГИ) ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

 

По проекту Федерального закона N 195387-3 О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий (далее именуется проект) имеются следующие замечания.

Проект противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону О Правительстве Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам.

Преамбула и статья 1 проекта дублируют положения, содержащиеся в статьях 3 и 4 Федерального закона О естественных монополиях, причем понятие субъект естественной монополии трактуется иначе.

Пунктом 3 статьи 3 проекта предусматривается установление соответствующих тарифов в процессе их государственного регулирования один раз в год, перед принятием законодательными (представительными) органами государственной власти законов о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а в случае изменения тарифов в течение одного финансового года предусматривается внесение соответствующих изменений и дополнений в эти законы.

Данная норма противоречит статье 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку вопросы установления тарифов на товары (услуги) естественных монополий не регулируются налоговым законодательством, следовательно, закон, регулирующий эти правоотношения, не входит в систему налогового законодательства, которая является основой составления проекта бюджета на очередной финансовый год.

Кроме того, полагаю целесообразным обратить внимание на то, что аналогичный механизм установления тарифов на электрическую и тепловую энергию предлагался в Федеральном законе О внесении изменения в статью 2 Федерального закона О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 г., но отклонен Советом Федерации (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 октября 2002 г. N 391-СФ).

Положение о том, что Государственная Дума вправе осуществлять контроль за соблюдением органами государственного регулирования и субъектами естественной монополии норм и положений Федерального закона О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий (пункт 5 статьи 3 проекта), неправомерно, поскольку в соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации эти вопросы не отнесены к ведению Государственной Думы.

Положение статьи 6 проекта о том, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти одновременно являются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, неправомерно. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов исполнительной власти, а также их формирование. Согласно статье 78 Конституции Российской Федерации и статье 12 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. В свою очередь, система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно (статья 77 Конституции Российской Федерации). Таким образом, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не могут одновременно являться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьи 6 - 9 проекта регулируют вопросы создания, формирования, установления численности, финансирования федеральных органов исполнительной власти, назначения их руководителей, руководителей их территориальных органов без учета норм статьи 12 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации. Например, статья 8 проекта наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка формирования федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем в статье 12 указанного Федерального конституционного закона отсутствуют такие полномочия Правительства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 12 проекта устанавливается, что со дня вступления в силу Федерального закона О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий утрачивает силу статья 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ О газоснабжении в Российской Федерации. При этом не учитывается, что в ней речь идет не только о государственном регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа субъектами естественных монополий, но и о регулировании цен на газ для конечных потребителей.

Проект имеет и другие недостатки правового характера.

На основании изложенного полагаю целесообразным снять проект с дальнейшего рассмотрения.