Письмо Комитета по вопросам местного самоуправления от 15.11.2002 N 3.20-14/425

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ПИСЬМО

от 15 ноября 2002 г. N 3.20-14/425

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 октября 2002 года N 135 в Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен и поддержан проект Федерального закона N 99059882-2 О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (о придании налогу на недвижимость статуса местного налога и приведении некоторых правовых норм Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством о местном самоуправлении), внесенный депутатом Государственной Думы С.С. Митрохиным и депутатами Государственной Думы второго созыва Л.В. Олейник, А.А. Поляковым.

Направляем заключение по вышеуказанному законопроекту, в работе над которым Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления назначен соисполнителем (решение Совета Государственной Думы от 4 июня 2002 года N 123), а также решение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления о необходимости ускорения принятия данного законопроекта Государственной Думой в период осенней сессии 2002 года.

 

Заместитель

Председателя Комитета

А.В.ОГОНЬКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 99059882-2

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Согласно статье 14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на недвижимость, отнесенного к числу региональных налогов, упраздняются два из пяти местных налогов (налог на имущество физических лиц и налог на землю), т.е. данное перераспределение налоговых поступлений предусматривает значительное уменьшение налоговых доходов местных бюджетов.

Положения Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584) предусматривают укрепление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, существенное перераспределение доходных источников в пользу органов местного самоуправления. В ней, в частности, предлагается отнесение налога на недвижимость и налога на имущество организаций к числу местных налогов и 100-процентное зачисление поступлений от этих налогов, а также от налога на имущество физических лиц в доходы местных бюджетов.

Вместе с тем в связи с внесением изменений и дополнений в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации в 2001 - 2002 годах произошло значительное сокращение основных источников формирования местных бюджетов (за счет упразднения местного налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, поступления от которого составляли порядка 18% налоговых доходов местных бюджетов, централизации налога на добавленную стоимость, поступления от которого составляли 12% налоговых доходов местных бюджетов, снижения муниципальной ставки налога на прибыль организаций с 5 до 2 процентов и т.д.). В настоящее время местные налоги и сборы составляют в среднем по Российской Федерации около 6% от доходов местных бюджетов.

Существенных поступлений в местные бюджеты от взимания трех местных налогов (налога на рекламу, налога на наследование или дарение, местных лицензионных сборов), которые будут взиматься в качестве местных налогов в случае введения регионального налога на недвижимость, ожидать не следует.

Рассматриваемый законопроект предусматривает перевод налога на недвижимость из числа региональных в местные налоги, что позволит в значительной мере компенсировать бюджетам муниципальных образований выпадение их доходов, которое произошло в результате проведения налоговой реформы в 2001 - 2002 годах. При этом необходимо иметь в виду предусматриваемый Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года переход к организации межбюджетных отношений по принципу один налог - один бюджет.

По ориентировочным расчетам (на основе данных проекта федерального бюджета на 2003 год), в случае зачисления в местные бюджеты полностью поступлений от налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций и земельного налога, т.е. налогов, которые заменяются налогом на недвижимость (ввиду невозможности осуществления расчета поступлений от налога на недвижимость при отсутствии законодательной базы), налоговые доходы местных бюджетов возрастут на 170 млрд. руб. в год, что составляет около 46 процентов от всех налоговых доходов местных бюджетов (372 млрд. руб. в год), или около 13 процентов от налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (1321 млрд. руб. в год).

Правомерность закрепления указанного налога за местным уровнем власти обусловлена стабильностью поступлений от данного налога, равномерностью их распределения на всей территории Российской Федерации, низкой мобильностью налоговой базы, экономической эффективностью. При этом важно отметить, что органы местного самоуправления способны влиять на формирование налоговой базы данного налога и могут эффективно контролировать операции с недвижимостью, что будет способствовать улучшению собираемости данного налога.

Местный налог на недвижимость окажется эффективным механизмом стимулирования строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений, инвестиций в объекты недвижимости на территории муниципальных образований, развития городской и сельской инфраструктуры.

В связи с изложенным Комитет считает необходимым поддержать принятие данного законопроекта.

 

Зам. Председателя Комитета

А.В.ОГОНЬКОВ