Письмо Комитета по государственному строительству от 13.02.2003 N 3.3-15/125

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ

СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

ПИСЬМО

от 13 февраля 2003 г. N 3.3-15/125

 

Направляю заключение Комитета на проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, внесенный Президентом Российской Федерации.

 

И.о. Председателя Комитета

Н.А.ОВЧИННИКОВ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩИХ

ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)

И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, внесенный Президентом Российской Федерации, рассмотрен в Комитете Государственной Думы по государственному строительству.

Законопроект отвечает интересам дальнейшего развития федерализма в Российской Федерации, актуален, его разработка и принятие вызваны реальной необходимостью совершенствования взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем по содержанию законопроекта имеются замечания.

Так, отдельные положения законопроекта (см., например, ч. 1 ст. 3) очевидно дублируют положения Конституции Российской Федерации, другие положения противоречат Основному закону России, поскольку предусматривают, например, случаи разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (см. ч. 1 ст. 26.8 законопроекта).

Отдельные формулировки законопроекта требуют уточнений, поскольку, например, неясно содержание положения о не являющемся стороной договора органе государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе получить по своему запросу проект договора и внести свои предложения и замечания (ч. 5 ст. 26.8, ч. 4 ст. 26.9 проекта).

По мнению Комитета, положения статей 26.14 - 26.23 законопроекта не являются предметом рассматриваемого Закона, а должны быть включены в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Вызывает сомнение необходимость внесения в законопроект ст. 26.7, формально предусматривающей в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (т.е. в субъектах Российской Федерации) возможность осуществления местного самоуправления общегородскими (?) органами местного самоуправления (при наличии в настоящее время соответствующих муниципальных районов). Положения ч. 3 указанной статьи законопроекта и вовсе противоречат положениям ст. ст. 5, 11, 65 - 66, 77 главы 8 Конституции Российской Федерации, поскольку, по существу, наделяют общегородские органы местного самоуправления в указанных городах полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации) следует предусмотреть также такое ограничение, как запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 16 законопроекта).

В статью 20 законопроекта (ч. 3 ст. 26.1 дополненного Федерального закона) следует внести дополнения об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации на основании Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, договоров между Российской Федерацией и ее субъектами (далее - по тексту проекта). Аналогичные дополнения, несомненно, следует внести и в ч. ч. 1, 2 ст. 26.3 дополнений в Федеральный закон, которые регламентируют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с органами государственном власти Российской Федерации.

Необходимо также учесть, что автономные округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют статус субъекта Российской Федерации наравне с краями и областями, в связи с чем осуществление только органами государственной власти соответствующего края (области), в состав которого входит автономный округ, полномочий органов государственной власти по отдельным вопросам должно быть согласовано с органами государственной власти соответствующего автономного округа (ст. 26.6 дополнений в Федеральный закон).

Вызывает возражение и предложение об исключении федеральных конституционных законов из перечня нормативных правовых актов Российской Федерации, которым должны соответствовать законы субъекта Российской Федерации или иные нормативные правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 21 законопроекта).

По нашему мнению, в процессе рассмотрения законопроекта следует обратить особое внимание также на конструкцию и содержание статьи 26.10, имея в виду необходимость обеспечить, прежде всего, законодательный механизм наделения и временного осуществления федеральными органами государственной (в том числе законодательной) власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представляется необходимым дополнительно проанализировать и вопрос о возможностях материально-финансового обеспечения возлагаемых на органы местного самоуправления функций органов государственной власти.

Имеются также неединичные замечания с точки зрения юридико-технического оформления законопроекта.

Указанные замечания должны быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

С учетом изложенного Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.