Письмо Комитета по бюджету и налогам от 21.02.2003 N 3.7-20/316

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ

 

ПИСЬМО

от 21 февраля 2003 г. N 3.7-20/316

 

В соответствии с поручением Совета Государственной Думы (протокол N 154 заседания от 4 февраля 2003 г.) и решением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 20 февраля 2003 г. направляю заключение Комитета на проект Федерального закона N 288246-3 О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, внесенный Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

А.Д.ЖУКОВ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 288246-3 О СПЕЦИАЛЬНЫХ

ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ

ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ

 

Рассмотрев указанный проект Федерального закона, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.

Необходимость разработки указанного законопроекта, как указывается в пояснительной записке, продиктована специфическим характером специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также наличием в действующем Федеральном законе от 14.04.98 N 63-ФЗ О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (далее - Федеральный закон) выявленных при правоприменении неточностей и противоречий, в том числе противоречий нормам и правилам ВТО.

В целом следует отметить, что, в отличие от указанного Федерального закона, проект устанавливает более четкий и прозрачный механизм введения, применения, пересмотра и отмены специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В частности, детализированы особенности порядка проведения расследований с целью установления наличия возросшего импорта товара, демпингового импорта, а также импорта субсидируемого товара и наличия обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба. Законопроект учитывает основные положения Соглашения ВТО о защитных мерах, Соглашения ВТО о применении статьи VI ГАТТ-94, Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, а также принципы и нормы, заложенные статьями VI, XVI, XIX ГАТТ/ВТО.

Поддерживая концепцию представленного законопроекта, Комитет считает целесообразным высказать ряд замечаний, которые необходимо учесть при доработке проекта ко второму чтению.

Законопроектом (статья 39) предлагается признать утратившими силу основополагающие нормы названного Федерального закона по истечении двенадцати месяцев со дня вступления в силу рассматриваемого проекта, то есть ряд аналогичных положений законов будет действовать одновременно. Полагаем, что в рассматриваемый законопроект следует включить нормы, устанавливающие порядок завершения начатых расследований и применения действующих защитных и подобных мер, если порядок их применения отличен от порядка, предлагаемого проектом.

Соглашением ВТО о применении статьи VI ГАТТ-94 и Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам прямо предусмотрена возможность применения антидемпинговых и компенсационных пошлин ретроспективно за период, в течение которого применялись временные меры, если таковые вводились. Так, например, пунктом 6 статьи 10 Соглашения о применении статьи VI ГАТТ-94 установлено, что при соблюдении определенных условий окончательная антидемпинговая пошлина может взиматься с товаров, которые поступили на рынок не более чем за 90 дней до даты введения временных мер. Полагаем, что аналогичные положения следует отразить в проекте как принятый в международной практике эффективный механизм защиты внутреннего рынка.

В соответствии с указанными Соглашениями ВТО проектом определяется максимальный размер ставок антидемпинговых и компенсационных пошлин (пункт 3 статьи 16 и пункт 3 статьи 23). Соглашение ВТО о защитных мерах не содержит количественно определенных критериев специальных защитных мер в форме специальных пошлин. Несмотря на это, считаем, что установление на законодательном уровне критериев (хотя бы оценочного порядка) определения размера специальной пошлины в полной мере соответствует духу данного Соглашения.

В этой связи следует отметить, что, хотя в целом предлагаемый проектом механизм введения, применения, пересмотра и отмены защитных и подобных мер основывается на количественно определяемых показателях, ряд положений нуждается в уточнении. Так, целесообразно установить критерии оценки ущерба развитию отрасли российской экономики, экономике Российской Федерации в целом, а также раскрыть причины, имеющие общегосударственную важность при принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении предусмотренных законом мер, если введение таких мер соответствует установленным критериям и процедурам (статья 37).

Законопроект наделяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, широким кругом полномочий по представлению в Правительство Российской Федерации предложений о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, их введении, пересмотре и отмене. Правительство Российской Федерации принимает решение о введении, пересмотре и отмене таких мер на основании доклада указанного федерального органа. В отличие от действующего Федерального закона предусмотрено право указанного федерального органа в особых случаях самостоятельно принимать решение о начале расследования (пункт 9 статьи 25). При этом следует иметь в виду, что в настоящее время координационным органом, осуществляющим подготовку предложений для Правительства Российской Федерации в области тарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории, а также о введении в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации мер по защите внутреннего рынка и ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные меры других государств, в том числе предложений о проведении расследований, является Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, рассматриваются Правительством Российской Федерации только по ее представлению (Постановление Правительства РФ от 17.07.1997 N 890 (ред. от 25.11.1998)).

Межведомственный характер Комиссии, в состав которой входят представители различных федеральных органов исполнительной власти, а также депутаты Государственной Думы, предопределяет объективный и взвешенный характер принимаемых решений. Полагаем, что при доработке проекта следует учесть указанные обстоятельства, в частности предусмотреть возможность принятия решения о начале расследования непосредственно Правительством Российской Федерации по представлению Комиссии.

Дополнительно отметим, что при доработке проекта следует учесть ряд положений новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, подготовка ко второму чтению которой завершается в Комитете по бюджету и налогам.

Подчеркиваем, что высказанные замечания и предложения следует учесть при подготовке проекта ко второму чтению. В целом Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает принятие в первом чтении проекта Федерального закона N 288246-3 О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, внесенного Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

А.Д.ЖУКОВ