АДМИНИСТРАЦИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2003
г. N А6-1680
В Главном
государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации рассмотрен
проект Федерального закона N 303650-3 О ратификации Договора о
сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (далее именуется проект),
направленный Президенту Российской Федерации в соответствии с решением Совета
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта
2003 года.
По проекту имеются
следующие замечания концептуального характера.
Проектом, в
частности, предлагается ратифицировать Договор с оговоркой о том, что
Российская Федерация не считает себя связанной положениями пункта 2 статьи 4
Договора.
В пункте 2 статьи 4
Договора указывается, что гражданство лица, обвиняемого в акте терроризма,
определяется на момент его совершения. В обоснование оговорки в пояснительной
записке отмечено, что при решении вопроса о выдаче лица, совершившего акт
терроризма и являющегося гражданином Российской Федерации, возможно
нарушение положений части первой статьи 61 Конституции Российской Федерации и
части первой статьи 13 Уголовного кодекса Российской Федерации, запрещающих
выдачу граждан Российской Федерации.
Однако вопросы
выдачи Договором не регулируются. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 5
Договора. Кроме этого, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1
статьи 9 Договора при оказывании содействия
приоритетными являются нормы национального законодательства, а не положения
Договора.
Таким образом,
основания, по которым сделана оговорка, некорректны.
В статье 15
Договора устанавливается порядок возмещения вреда, отличный от того, который
предусмотрен гражданским законодательством Российской Федерации, в частности в
статьях 11, 1064, 1067, 1068 и других Гражданского кодекса Российской Федерации,
а также в части 2 статьи 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993
г.
Однако ни в
проекте, ни в пояснительной записке этот вопрос не обозначен. В случае принятия
проекта Договор будет содержать нормы, не соответствующие законодательству
Российской Федерации по вопросам возмещения вреда.
В целях недопущения
такой коллизии при подписании Протокола об утверждении Положения о порядке
организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на
территориях государств - участников Содружества Независимых Государств,
уточняющего положения Договора, Президентом Российской Федерации 7 октября 2002
года были сделаны соответствующие оговорки. Их необходимо учесть при доработке
проекта.
В статье 2 проекта
в числе компетентных органов Российской Федерации, ответственных за выполнение
положений Договора, указана Федеральная пограничная служба Российской
Федерации, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
11 марта 2003 г. N 308 О мерах по совершенствованию государственного
управления в области безопасности Российской Федерации упразднена.
Исходя из изложенного, полагаю, что проект нуждается в доработке.
Начальник
Главного управления
Л.БРЫЧЕВА