Письмо ГПУ Президента РФ от 15.04.2003 N А6-1680

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 апреля 2003 г. N А6-1680

 

В Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона N 303650-3 О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (далее именуется проект), направленный Президенту Российской Федерации в соответствии с решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2003 года.

По проекту имеются следующие замечания концептуального характера.

Проектом, в частности, предлагается ратифицировать Договор с оговоркой о том, что Российская Федерация не считает себя связанной положениями пункта 2 статьи 4 Договора.

В пункте 2 статьи 4 Договора указывается, что гражданство лица, обвиняемого в акте терроризма, определяется на момент его совершения. В обоснование оговорки в пояснительной записке отмечено, что при решении вопроса о выдаче лица, совершившего акт терроризма и являющегося гражданином Российской Федерации, возможно нарушение положений части первой статьи 61 Конституции Российской Федерации и части первой статьи 13 Уголовного кодекса Российской Федерации, запрещающих выдачу граждан Российской Федерации.

Однако вопросы выдачи Договором не регулируются. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 5 Договора. Кроме этого, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Договора при оказывании содействия приоритетными являются нормы национального законодательства, а не положения Договора.

Таким образом, основания, по которым сделана оговорка, некорректны.

В статье 15 Договора устанавливается порядок возмещения вреда, отличный от того, который предусмотрен гражданским законодательством Российской Федерации, в частности в статьях 11, 1064, 1067, 1068 и других Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в части 2 статьи 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г.

Однако ни в проекте, ни в пояснительной записке этот вопрос не обозначен. В случае принятия проекта Договор будет содержать нормы, не соответствующие законодательству Российской Федерации по вопросам возмещения вреда.

В целях недопущения такой коллизии при подписании Протокола об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, уточняющего положения Договора, Президентом Российской Федерации 7 октября 2002 года были сделаны соответствующие оговорки. Их необходимо учесть при доработке проекта.

В статье 2 проекта в числе компетентных органов Российской Федерации, ответственных за выполнение положений Договора, указана Федеральная пограничная служба Российской Федерации, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 308 О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации упразднена.

Исходя из изложенного, полагаю, что проект нуждается в доработке.

 

Начальник

Главного управления

Л.БРЫЧЕВА