Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 06.10.1997 N 2.2-15/2270

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

 

ПИСЬМО

от 6 октября 1997 г. N 2.2-15/2270

 

Направляю заключение Правового управления на проект федерального закона О принципах федерализма в России.

 

Начальник Управления

В.Б.ИСАКОВ

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРИНЦИПАХ

ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

 

По указанному законопроекту, внесенному депутатом Государственной Думы В.И. Варенниковым, имеются следующие замечания.

1. Использование в названии законопроекта двух несочетаемых категорий неудачно как с позиций юриспруденции, так и лингвистики, поскольку первый термин невозможно употреблять в непосредственной связи со вторым, так как под федерализмом понимается либо форма государственного устройства, существующая обычно в многонациональном государстве, либо принцип государственного устройства, основанный на федеративных началах.

Во всяком случае, термин федерализм в Конституции Российской Федерации не употребляется, а используемый в ней термин федеративное устройство (статьи 5, 71) не равнозначен понятию федерализм, примененному в названии рассматриваемого законопроекта. Отсюда очевидность недопустимости подмены используемого в Конституции Российской Федерации понятия федеративное устройство понятием федерализм. Кроме того, установление основ федеративного устройства Российской Федерации, то есть принципов такого устройства - это предмет регулирования собственно Конституции Российской Федерации.

2. Данный проект федерального закона направлен не столько на конкретизацию, воплощение конституционных принципов федеративного устройства, сколько на их установление или же содержит своеобразную интерпретацию положений Конституции Российской Федерации. Это является основанием для вывода о том, что законопроект не соответствует в полной мере Конституции Российской Федерации, а также правилам подготовки законопроектов, правилам русского языка.

Так, формулировка названия законопроекта (т.е. предмет проекта федерального закона) не согласуется с положениями статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, не предусматривающими возможности принятия федерального закона с предлагаемым названием.

Содержание части второй статьи 3 законопроекта противоречит части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу проекта не предусматривается возможности принятия субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в случае издания федерального закона по таким предметам. По существу это означало бы ущемление конституционного права субъектов Российской Федерации, предусмотренного частью 2 статьи 76 Основного закона Российской Федерации.

А положения части второй статьи 3 проекта о том, что в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации... и о том, что если это необходимо в интересах Российской Федерации в целом, не устраняют имеющегося противоречия в указанной статье Конституции Российской Федерации.

Вызывает сомнение правомерность применения термина республиканские формы правления (статья 2 проекта) к краям, областям, автономной области, автономным округам. Что же касается используемого в этой статье термина дееспособность, то следует отметить, что он применяется в гражданском законодательстве только к физическим лицам.

В проекте закона многонационального государства некорректно говорить о нормах и принципах национального права (статья 1).

Содержание части первой статьи 3 проекта неудачно как в конституционно - правовом, так и в лингвистическом отношениях, поскольку суверенитет государства Российского обеспечивается не таким образом, как предполагается в указанной части этой статьи.

Аналогичное замечание относится и к части первой статьи 9 законопроекта.

Вряд ли уместно и стилистически удачно первое предложение статьи 4 проекта федерального закона о том, что Российская Федерация составляет только одно лицо перед международным правом.

3. Ряд выражений, использованных в проекте закона, в русском языке не применяется. Например, в соответствии с федеративной формой..., принцип ... обеспечивает реализацию механизмов сдержек и противовесов власти. Российская Федерация гарантирует ... путем разработки и принятия приоритетного плана хозяйственного развития Российской Федерации в форме закона (статьи 4, 6, 8).

 

Начальник Отдела правовой

экспертизы законопроектов по

конституционному законодательству

и правам человека

Р.К.НАДЕЕВ